13 августа 2014
Фестиваль в Елабужском институте КФУ: учителя в роли учеников

В Елабужском институте Казанского федерального университета в полном разгаре V Международный фестиваль школьных учителей. Сегодня, 13 августа, здесь проходят мастер-классы, в качестве модераторов в них выступают известные ученые из 9 стран мира: США, Израиля, Германии, Турции, Таиланда, Белоруссии, Швейцарии, Казахстана и, конечно же, России.

Целый день школьные учителя выступали в роли учеников: отвечали на вопросы, решали поставленные учеными-модераторами задачи и, представьте, играли в игры. И делали это с нескрываемым интересом и воодушевлением. Мы тоже вкусили дух фестиваля, посетив несколько мастер-классов.

Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Технического университета города Дрезден Юлия Койнова-Цёльнер начала мастер-класс с опровержения распространенной точки зрения: «учитель ‑ субъект, ученик – объект обучения».  «Мы все субъекты!» ‑ утверждает ученый. Свою точку зрения она постаралась доказать на примере упражнения «Фотограф ‑ камера». Участники мастер-класса, побывав в каждой из этих ролей, сравнили свои взгляды, и в большинстве случаев то, что хотел сфотографировать фотограф, и то, что сфотографировала камера, полностью не совпали! Она сравнила этот процесс с обучением. «Есть объективные знания, но они претерпевают несколько интерпретаций: составителей учебников, учителей, которые доводят их до учеников. Таким образом, знания приобретают субъективность», ‑ считает Юлия Койнова-Цёльнер. И, конечно же, сам ученик усваивает понятое им, включая свое субъективное. 

В течение мастер-класса, в котором Юлия Койнова-Цёльнер говорила о новых учебных отношениях, позволяющих создать новую культуру обучения, прозвучало еще немало опровержений тех идей, которые приняты в обществе. В частности, она призвала коллег чередовать в обучении не фазы труда и отдыха, а фазы различных видов деятельности, и не ограничивать общение, движение детей во время уроков, а направлять их активность в нужное для учителя русло.

Мастер-классы вице-президента Интернационального колледжа при Университете Суан Сунанда Раджабат города Бангкок Джанжая Йингпраюна проходят на высоком эмоциональном подъеме. Свой оптимизм, любовь к жизни ученый передает каждому слушателю.  Мастер-класс, который мы посетили, назывался «Как увлечь школьника физикой». Ответ Джанжая Йингпраюна прост: с помощью увлекательных экспериментов и опытов. Он в занимательной форме, порой напоминающей фокусы, продемонстрировал присутствующим физические эксперименты.  В такой форме были разобраны эффект Доплера, вариации звука и многое другое. Джанжай Йингпраюн с удивительной легкостью учит видеть красоту проявления физических законов в окружающем нас мире. Ученый уверен,  что такой метод повышает активность учащихся во время уроков, создает мотивационную среду. Побывав на его занятиях, невозможно с этим не согласиться.

Третий мастер-класс, который мы посетили, был посвящен освоению чтения в детском возрасте, его вел профессор факультета образования университета Хайфы (Израиль) Марк Лейкин. Он раскрыл механизмы овладения письменной речью в детском возрасте, говорил о процессе обучения чтению и письму, о расстройствах этого процесса. Рассмотрел различные причины трудностей в овладении чтением и различные виды патологии.  Было интересно узнать, что ребенку будет лучше даваться чтение, если в доме есть книги, газеты. Их ему могут вслух и не читать, главное ‑ наличие. Еще больший эффект будет, если у ребенка будут свои книги, если их ему будут ежедневно читать.

Ответ на животрепещущий вопрос, как обучать школьников технике чтения, был прост – нужно заставлять детей больше читать. Он призвал коллег находить мотивационные моменты к чтению. К примеру, по словам ученого, даже интернет-игры можно использовать как мотивационный фактор. Просто нужно заинтересовать школьника такими играми, где есть необходимость читать, например, инструкцию к игре.

Это только часть увлекательных мастер-классов фестиваля. О других мастер-классах можно узнать на сайте Елабужского института КФУ. А сам фестиваль еще продолжается: сегодня вечером  пройдет творческий вечер учителей-участников фестиваля, завтра состоятся мастер-классы школьных учителей-победителей конкурса «Учитель года».

Источник информации: Радифа Шафикова, Пресс-центр