11 августа 2014
На Конгрессе медиевистов обсуждали империю и женскую долю

Медиевисты мира, которые, привлекая историю, культурологию, филологию (литературоведение и языкознание) и ряд других дисциплин (физику, астрономию и др.), рассматривают комплексные проблемы европейского средневековья, недавно имели праздник — самый большой свой форум. В город Лидс (Великобритания) прибыли 2100 участников из 50 стран мира. Казанский федеральный университет представляла доцент кафедры всеобщей истории Института международных отношений, истории и востоковедения Наталья Бикеева.

О поездке и своем выступлении на Конгрессе Наталья Юрьевна рассказала  пресс-центру.

Корр.:  Наталья Юрьевна, насколько мне известно, конгресс медиевистов - мероприятие традиционное и масштабное.

Н.Ю.Бикеева: Да, вы правы. Международный медиевистический конгресс (IMC), проводимый Институтом медиевистических исследований Университета в Лидсе, является крупнейшей встречей медиевистов в Европе. В этом году он проводился в двадцать первый раз и, по словам организаторов, число участников оказалось рекордным -  около 2100 человек, представляющих более 50 стран. Среди них были медиевисты с мировым именем, например, Пол Фуракр (Университет Манчестера), Герхард Яритц (Университет Зальцбурга), Джулия Смит (Университет Глазго), Анна-Мария Гельветиус (Университет Париж VIII) и др. Участвовали и известные российские историки - Михаил Бойцов (ГУ ВШЭ), Анна Анисимова и Алексей Фролов (ИВИ РАН). Представитель Казанского университета участвовал в Конгрессе впервые. Всякий раз для обсуждения предлагается специальная тема. Основной темой нынешнего Конгресса стала "Империя". Программа оказалась насыщенной и весьма интересной.

Корр.: Ваш доклад был заявлен в секции, посвященной нелегкой женской доле в средневековом обществе.          

Н.Ю.Бикеева: Совершенно верно, 9 июля 2014 г. я выступила в секции "Жизнь женщин в раннесредневековой Западной Европе" ("Aspects of Women's Life in the Early Medieval West") с докладом "Женский монастырь св. Креста в Пуатье в системе межкультурных взаимодействий второй половины 6 в." ("The Nunnery of Holy Cross in Poitiers in the System of Cross-Cultural Interactions in the Second Half of the 6th Century"). Кстати, про "нелегкую женскую долю" в названии секции нет ни слова. Модератором секции была уже упоминавшаяся мною Анна-Мари Гельветиус (Anne-Marie Helvétius), профессор-историк университета Париж-VIII (Département d'histoire, Université Paris VIII - Vincennes-Saint-Denis), специалист по раннесредневековому монашеству и христианству. Доклад вызвал вопросы и обсуждение проблем, связанных с ролью и функциями женских монастырей в ранее средневековье. Было интересно лично подискутировать с крупным специалистом, чьи опубликованные работы знаешь уже давно.

Корр.: Что еще, помимо собственной секции, показалось вам интересным?            

Н.Ю. Бикеева: Конгресс собрал в Лидсе огромную аудиторию, докладчики  выступали более чем в 500 секциях на протяжении четырех дней. Названия секций и выступлений в них были настолько разнообразны и интересны с исследовательской точки зрения, что можно только сожалеть о том, что время не позволило присутствовать на многих заседаниях, проходивших параллельно (ежедневно одновременно шло по 35-38 секций).

Привлекательной стороной конгресса в Лидсе являлось то, что на нем была предложена программа семинаров, дающих возможность повысить научно-практическую квалификацию историка-исследователя. В этом году работала серия так называемых "workshops" или "мастерских". На платных курсах можно было освоить технологии и особенности производства, полученные в результате проводимых исторических реконструкций в экспериментальной археологии, например, ткацкое ремесло и изготовление шелковых или шерстяных нитей в позднесредневековой Англии.

Корр.: Вас, как историка-медиевиста и университетского преподавателя, не могли не заинтересовать и сам город, третий по величие в Великобритании, и его университет, который явно младше Казанского.

Н.Ю. Бикеева: У города давняя история, он упомянут в Книге страшного суда в 1086 г. С началом промышленной революции он стал одним из наиболее крупных индустриальных городов страны, что привело к появлению в Лидсе первых значимых культурных заведений, таких как Университет Лидса - одного из крупнейших университетов Великобритании (около 7500 постоянных сотрудников и 32 тыс. очных студентов). Он входит в первую десятку британских университетов. Там расположен известнейший в мире центр по изучению средневековой истории.

Между прочим, сегодня в Лидсе - одна из крупнейших мусульманских общин в Великобритании, членов которой считают причастными к серии взрывов в Лондоне в 2005 г.

Корр.: Я видел ваши фотографии города. Все очень чинно и красиво. И вдруг - руины?

Н.Ю.Бикеева: О, это руины средневекового цистерцианского монастыря в Лидсе - Киркстольского аббатства. Основанное в 1152 году, оно прекратило своё существование в 1539 году при короле Генрихе VIII, как и многие другие монастыри.

Сегодня Киркстольское аббатство пользуется большой популяростью у туристов. Ежегодно здесь проходит Лидский Шекспировский фестиваль и другие мероприятия.

Ну а в дни работы Конгресса город буквально жил им.

Конгресс сопровождали и различные ярмарки, среди которых самой посещаемой была, конечно, распродажа книг, в том числе и антикварных, по истории Средневековья. Огромный холл в центральном корпусе университета заполнила продукция более чем 40 европейских, американских, австралийских, турецких и арабских издательств.