06 августа 2014
Об опыте преодоления границы на летней школе в Самаре

Центр Европейского Союза посетил Самару, где 28 июля состоялось открытие международной летней школы «Border/Frontiere/Grenze/Граница: европейско-российские интерпретации». Данный проект – результат работы Центра ЕС КФУ и наших партнеров из Самарского государственного университета, Евроклуба СамГУ.

25 участников из Казани, Саратова, Самары, Ижевска и Вюрцбурга Германии – г., работали вместе в течение недели.

Им предстояло изменить свое мышление, свое восприятие действительности. Главной темой школы стало понятие «границы», которое наблюдается в разных сферах жизни, ситуациях, проблемах, коммуникации. Что способствует выстраиванию границ? Как избежать этого? Как сломать барьер? Какие границы являются естественными или же неизбежными? На эти и многие другие вопросы искали ответы участники школы.

Программа, как ожидалось, была интересной и  насыщенной: лекции российских и зарубежных экспертов, тренинги и мастер-классы, презентации исследовательских проектов. Но особенно долгожданными были результаты работы самих ребят. Им предстояло работать в исследовательских группах, выбрать тему и выполнять самые разные задания.

Представляем вашему вниманию небольшой дневник летней школы.


28 июля 2014 года

Первый день летней школы «Border/Frontiere/Grenze/Граница: европейско-российские интерпретации» пролетел незаметно. Открытие школы получилось кратким, но содержательным: приветствия организаторов школы Натальи Маслёнковой (СамГУ) и Анастасии Лобовой (Центр ЕС VOICES, КФУ) – и сразу в работу!

Первым взял слово Андре Герриц, профессор Университета Лейдена (Нидерланды), на тему Borders in Europe: Inclusion and Exclusion  in EU Internal and External Relations. Вопросы о границах в политическом аспекте, которые существовали в отношениях России и ЕС и которые выстраиваются сейчас, вызвали живой интерес участников.

После обеда Анастасия Лобова провела тренинг по командообразованию. Тренинг позволил ребятам познакомиться в более неформальной обстановке, рассказать о себе, узнать немного друг о друге, а главное – запомнить имена и фамилии участников. А несколько занятных игр доставили всем массу положительных эмоций.

В конце дня участники школы по жребию поделились на исследовательские группы и тут же занялись обсуждением возможных тем проектов, над которым им предстояло работать во время школы. Задача не из легких: ведь в каждой из групп собрались ребята с разными исследовательскими интересами, разных специальностей.  В этом и заключалось первое задание: преодолеть внутренние границы и открыться чему-то новому.

29 июля 2014 года

Второй день летней школы начался с лекции Штефани Шварц, профессора Университета Юлиуса-Максимилиана (Германия, Вюрцбург). В рамках темы «Граница. «Опыты на границе» в межкультурных контактах» Штефани проанализировала опыт построения личностных границ в межкультурном контексте, а также особенности их формирования в российском и европейском культурном пространствах. Лекционная часть занятия сопровождалась презентацией, затем участников ждал небольшой тренинг: предлагалось разделиться на пары и выполнить небольшое упражнение на визуальное определение границы между партнёрами диалога.

После перерыва мы поехали на экскурсию по Самаре. Участники школы посетили одну из главных достопримечательностей города – «Бункер Сталина». Знакомство с историческим наследием города не ограничилось спуском на глубину 37 метров, и следующим пунктом маршрута стал Речной вокзал, где присутствующие смогли насладиться волжскими пейзажами.

Тренинг Натальи Александровны Маслёнковой «Границы коммуникации» проходил в формате игры в кубики «Лего» по парам. Но не все так просто: нужно было воссоздать фигурку партнера не видя ее. Мы ещё раз убедились, что все люди разные, уникальные и как порой бывает сложно понять другого человека. Сложно, но возможно.

В конце дня участники представили выполненные задания первого дня: визуализация понятия границы и рассказали, какие темы исследовательских проектов выбрали. Все темы раскрывают понятие границ в разных аспектах и связаны с отношениями ЕС и России или же могут быть рассмотрены в европейско-российских интерпретациях.

30 июля 2014 года

Третий день наших занятий – пожалуй, более насыщенный, нежели предыдущие, – начался с деловой игры под руководством профессора Штефани Шварц. Аудитория была поделена на две группы («племена») по десять человек и на наблюдателей. Каждое племя должно было выбрать вождя и придумать свою систему общения (так как предполагалось, что племена не знают языка друг друга). А главной целью игры было попытаться договориться с другой группой, что оказалось непросто, ведь понять другую культуру – это большая работа над собой и преодолением внутренних барьеров.

После традиционного перерыва участники вновь собрались в аудитории, чтобы послушать лекцию профессора Самарской гуманитарной академии, доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского. В своём выступлении «Граница в языке, литературе и традиционной культуре» Евгений Евгеньевич представил анализ понятия «граница» как лингвистической категории, а также привёл несколько примеров из литературных произведений.

Сразу же после обеда состоялось выступление Яны Николаевны Крупец, заместителя директора Центра молодёжных исследований (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург). Яна Николаевна захватила внимание аудитории увлекательным рассказом о международном научном проекте MyPlace – Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement. Она рассказала об исследовании  социально-гражданской активности и об исторической памяти молодёжи.


Продолжение следует…




Источник информации: Елизавета Саченко (СамГУ), Анастасия Лобова (Центр ЕС VOICES, КФУ)