В рамках научно-популярной программы «Мастерские инноваций» вчера, 20 июня, в Казанском федеральном университете состоялся мастер-класс научного журналиста и профессионального химика, главного редактора журнала «Химия и жизнь», лауреата премии «Просветитель» Любови Стрельниковой.
«Мастерские инноваций» ‑ научно-популярная программа, которую поддерживает Фонд инфраструктурных и образовательных программ, созданный РОСНАНО. Организаторы программы, считая, что науки всегда мало, популяризируют ее среди школьников, студентов, молодых ученых и всех заинтересованных энтузиастов. Популяризируют через лекции, кино, мультфильмы, мастер-классы, интерактивное шоу, а также с помощью выставки «Смотрите – это нано!», предназначенной для детей и их родителей.
Пока сегодня в КФУ ребятишки смотрели мультфильм «Волшебная лаборатория», научный журналист и профессиональный химик Любовь Стрельникова провела мастер-класс для студентов и неравнодушных к науке журналистов.
Начала Любовь Николаевна мастер-класс с вопроса: «Кто такой журналист?» Однако будущих акул пера она этим вопросом не смутила, и ей в ответ посыпались всевозможные ответы, суть которых сводилась к одному: журналист – это человек, который работает в СМИ, участвует в формировании общественного мнения и публикует только проверенную информацию.
‑ Ответственность за каждое сказанное или написанное тобой слово – вот главное отличие журналиста от блогера, ‑ резюмировала Любовь Николаевна. ‑ Стать блогером может каждый, а звание журналиста и доверие читателей нужно заработать.
В разговоре с ученым постарайтесь «попасть» с ним на одну волну
Научная журналистика ‑ элитарная область журналистики, и именно она поставщик настоящих новостей, потому что истинно новое создает только наука, уверена главный редактор журнала. К тому же корреспондент попадает в изумительные отношения с учеными – умными, интеллигентными людьми, которые радуются, если видят искренний интерес и понимание того, о чем они рассказывают. Однако добиться такого расположения не просто: чтобы разговорить ученого, показать, что вам не безразлична тема и у вас есть общие интересы, нужно «попасть» на одну волну с ним.
‑ Разговор с любой аудиторией лучше начинать с разговора о вещах, ей понятных и близких. Так, у бизнесменов спросите про Ролекс, у домохозяек – про вечно зеленые газоны, у казанских ученых – о том, что объединяет Кул Шариф и Рутений. (В 1844 году профессором Казанского университета Карлом Клаусом был открыт и назван в честь России рутений ‑ единственный химический элемент, открытый в России (прим. Авт.).
Теоретически, конечно, начать разговор можно с чего угодно. Но если вы овладеете методом ассоциации, попадете с ними на одну волну – вы с первых минут знакомства сразу станете для них «своим». И вам, как приятному и понимающему собеседнику, расскажут о своих исследованиях подробно, с юмором и очень увлекательно.
Для примера Стрельникова провела тренинг на построение ассоциативных рядов. Как оказалось, совсем непросто «построить мостик» от Маргарет Тэтчер к туши (Тэтчер – уголь ‑ ее указ на закрытие шахт – тушь) или от картины «Дама с горностаем» к самолету (картина – Леонардо да Винчи – летательный аппарат – самолет), не имея знаний по истории или экономике. Любовь Николаевна посоветовала для расширения кругозора заниматься саморазвитием.
Мысль изречённая есть ложь
Главная задача научного журналиста ‑ изложить научный факт таким образом, чтобы он стал интересен и понятен читателю, чтобы человеку захотелось изучить эту тему более глубоко.
‑ Человек мыслит не словами, а образами. Пытаясь выразить мысль, человек описывает образ словами и… ошибается! Мы никогда не сможем с абсолютной точностью описать то, что есть в нашей голове. Наши образы, переводимые в слова, в другой голове воссоздаются как образ, отличный от нашего. И задача журналиста состоит в том, чтобы максимально приблизить одно к другому – найти яркое точное описание, ‑ так начала Любовь Николаевна свой следующий тренинг. – Очень важно, описывая предмет или явление, подбирать точные и емкие образы и ассоциации. Это позволит вам быть понятными и понятыми читателями. Вот как бы ярко, понятно и запоминающе дать определение одного нанометра, чтобы читатель представил его размер?
Тут вместе с Любовью Николаевной будущие журналисты стали подбирать образы, привлекающие внимание читателя. Но из всех предложенных участниками мастер-класса ни один не дотянул до описания, предложенного главредом «Химии и жизни»: «Один нанометр – это диаметр трубочки для коктейля, который пьет микроб».
‑ Ярко? Да. Запоминающе? Да. Таким образом, поиск образа при написании текста становится важнейшей задачей, которую решает каждый журналист, ‑ резюмировала она и тут же предложила присутствующим пройти следующий тренинг: найти ошибки в текстах своих коллег.
Никто, нигде и никогда не научит вас журналистике
‑ Что портит любой текст? – задала вопрос Любовь Николаевна. ‑ Отсутствие мысли, популизм (желание понравиться читателю), неоправданные эвфемизмы (замена слова «инвалид"»– словосочетанием «человек с ограниченными возможностями»), фактические ошибки, после которых у читателя возникает мысль: «Да этот придурок ничего не смыслит в том, о чем пишет!», плохая стилистика, канцеляризмы, бедная лексика. Но самая главная ошибка – это отсутствие всякой мысли. Текст без мысли не имеет права на существование!
‑ Я не ставлю себе цель научить вас писать научный текст, ‑ резюмировала Стрельникова. ‑ Моя задача – показать, как писать не надо. С текстами можно работать бесконечно. Будьте чрезвычайно к нему требовательны, взвешивайте каждое ваше слово, проверяйте каждый факт, каждую цифру. Запомните: «Никто никогда не будет жаловаться на то, что вы изложили мысль слишком понятно».
Вот этими запоминающимися словами Тима Рэдфорда завершила встречу Любовь Николаевна.
Любовь Николаевна Стрельникова. Родилась в Москве, окончила Московский химико-технологический институт им. Д.И.Менделеева. В 1984 году начала работать в научной журналистике ‑ в научно-популярном журнале «Химия и жизнь». С 1995 года и по настоящее время ‑ главный редактор этого журнала, одновременно ‑ директор Центра популяризации научных знаний «НаукаПресс», выпускающего журнал «Химия и жизнь». В 1999 году организовала первое в России агентство научных новостей «ИнформНаука». За 27 лет профессиональной деятельности в области журналистики опубликовала сотни статей о науке в газетах, журналах, ее знают на радио и ТВ.
Любовь Николаевна Стрельникова ‑ член Европейской ассоциации научных журналистов, эксперт Фонда «Династия» по программам популяризации науки, член экспертного совета Политехнического музея. Помимо журналистики, занимается преподавательской деятельностью. Создала авторский курс (30 часов) для Школы-студии научной журналистики при журнале «Химия и жизнь». Преподавала авторский курс «Наука и журналистика» на факультете журналистики в Международном университете в Москве.