18 июня 2014
Как получить нобелевку в образовании

На днях была впервые вручена преподавательская премия Minerva, которую сразу окрестили новой Нобелевской. Получил её гарвардский профессор физики Эрик Мазур за, казалось бы, самоочевидную идею: залог успешного обучения состоит в правильной постановке вопросов самими учениками. Edutainme попробовали разобраться, в чём состоит уникальность концепции ?Peer Instruction?, о которой уже написаны десятки книг и полторы тысячи статей.


Мазур получил полмиллиона долларов за разработанную еще в 90-х годах концепцию "коллегиального обучения" (peer instruction). Преподавание при использовании этого метода происходит за счёт взаимной постановки вопросов, а не рассказывания материала. При этом курсы становятся более гибкими, подстраиваясь под темп усвоения уроков конкретной группой учеников. В 2011 году на основе своих представлений об образовании Мазур совместно с Pearson разработал Learning Catalytics - сервис, позволяющий отслеживать усвоение материала учениками в реальном времени.


Еще одно изобретение физики

У многих даже к преклонному возрасту со школы в памяти остаётся теорема Пифагора или все три закона Ньютона. Но присутствуют они там не на праве знаний, а скорее в качестве мантр. Мазур разработал целую образовательную технику, чтобы это исправить. Методичка по коллегиальному или взаимному обучению (Peer Instruction), к слову, переведённая уже на четыре языка, начинается так: "Уравнение F = ma легко вызубрить, сложно понять и почти невозможно применить". И задача настоящего преподавателя состоит как раз в том, чтобы перенести акцент с первого на последнее.

От этого тезиса Эрик Мазур отталкивается и в своей последовательной критике MOOC. Проблема для него состоит в том, что онлайн-курсы, с одной стороны, лишают образование самого важного аспекта - получения социального опыта, а с другой - выполняют лишь самую элементарную функцию, то есть трансляцию информации, не заботясь при этом об ее усвоении.

В России тоже есть свои знаменитый инноваторы: физик-преподаватель Григорий Громыко является известным экспертом по технологии парного обучения и математик Яков Абрамсон.

Пресс-центр писал и о преподавателе КФУ Александре Фишмане, создавшем электронный учебник по физике и старающемся изменить подход к преподаванию этого предмета.


Теория и практика взаимного обучения

О том, что с преподаванием что-то не так, Мазур впервые задумался в 1991 году после вопроса одного из учеников: "Должен ли я отвечать на вопросы в русле того, как вы нам это преподносили, или рассказывать то, что я сам об этом думаю". Основа взаимного обучения по Мазуру - "КонцепТесты", побуждающие студентов дискутировать и взаимодействовать друг с другом. Эти тесты состоят из проблемных вопросов, на которые нет единого правильного ответа. Работа с ними нацелена на понимание темы, которое почти противопоставлено в данном случае запоминанию.

Метод взаимного обучения является прямым предшественником "перевёрнутого класса". В начале урока ставится концептуальный вопрос по пройденной теме, а затем ученики распределяются в группы, чтобы выработать различные варианты ответа на него. И уже в конце проходит общая дискуссия, основанная на приведённых в ходе внутригруппового обсуждения аргументах. Таким образом, хотя срежессирован урок преподавателем, обучение происходит именно на горизонтальном уровне, в ходе обмена идеями между одногруппниками.

Могло показаться, что Мазур просто удачно применил и описал всем известные методы, а сам является своеобразным луддитом от образования. Однако к разработке инновационных технологий он тоже причастен. В последние годы совместно с крупнейшей образовательной и издательской компании Pearson (известной у нас в основном благодаря учебникам английского дочернего издательства Longman) преподаватель разрабатывал программу Learning Catalytics. Это сервис, который позволяет оценивать усвоение знаний студентами в реальном времени, а также предоставляет мощную аналитику постфактум. С помощью навороченных алгоритмов приложение, доступное на всех устройствах с доступом к интернету, распределяет учеников на группы и предсказывает, сколько времени каждой из них понадобится на ответ. Одним словом, все преимущества работы с большими данными становятся доступны любому учителю, а не только крупным и богатым компаниям.

Программа Learning Catalytics

На вопрос журналистов, почему же Мазур является таким энтузиастом глобального развития образования (а профессор не только преподаёт, но и проводит мастер-классы для учителей в десятках стран ежегодно), лауреат отвечает: "Если общий уровень образованности будет падать, то университетские исследования станут непонятны и не нужны, а без этого нам будет намного скучнее".

Источник информации: Пресс-центр
Комментарии
Serge 20.06.14, 13:34
Вообще-то, не новость, конечно, в педагогике. Ещё в 30-е годы были все эти бригадные методы, взаимного обучения и проч. И периодически (раз в 20 лет?) всплывают опять (в связи со сменой поколений педагогов?). Видимо, это вечный процесс. А хорошего лектора никакое взаимное обучение не заменит (как дополнение иногда - возможно).