10 июня 2014
В КФУ проходит международная конференция по актуальным проблемам специальной психологии и коррекционной педагогики

Сегодня, 10 июня,  в КФУ открылась двухдневная международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика».

Форум с участием представителей из Белоруссии, Израиля, Украины, Швеции, России и Татарстана проходит в Институте психологии и образования КФУ, который имеет богатый опыт по подготовке педагогов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В конференции принимают участие учителя-логопеды, педагоги, специальные психологи и представители администрации образовательных учреждений специального, общего и дополнительного образования, а также родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

С приветственным словом выступила советник ректора, директор Департамента довузовского, общего и педагогического образования Людмила Николаевна Нугуманова. Она отметила, что конференция посвящена одному из самых актуальных и острых вопросов этого дня – обучению и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. А КФУ имеет сегодня возможности для того, чтобы подготовить педагогов, способных заниматься с детьми с особыми образовательными потребностями.

Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин подчеркнул, что та работа, которая ведется учеными Казанского университета, вполне позволяет назвать КФУ - центром по подготовке педагогических кадров в условиях инклюзивного образования.

- То, что конференция проходит именно на базе КФУ, доказывает, что мы имеем  солидный опыт в этой области. В настоящее время усиливается интерес исследователей к процессу преодоления жизненных трудностей у различных категорий лиц с отклоняющимся развитием, - сказал Айдар Минимансурович. – И через развитие вопросов инклюзии претворяется в жизнь идея равного доступа к образованию всех категорий лиц вне зависимости от их социального положения и состояния здоровья.

В качестве почетного гостя конференции выступил депутат Государственного Совета РТ, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов - Общества инвалидов РТ Рифат Шагитович Ганибаев. Он не понаслышке знает о трудностях, с которыми приходится сталкиваться людям с ограниченными возможностями ежедневно.

- Я сам учился в школе-интернате и знаю, как трудно потом адаптироваться таким выпускникам  в мир обычных людей. К тому же, о доступности среды для инвалидов в России говорить еще рано. Но это не значит, что работа не ведется. По некоторым параметрам мы даже в чем-то обошли страны Европы. Просто обеспечить полноценное участие лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества и улучшить качество их жизни и образования – дело не сиюминутное. Тут, как говорится, нужно идти Step By Step.

Рифат Шагитович также подчеркнул важность развития инклюзивного образования у нас в Татарстане.

- В республике необходимо сделать упор на инклюзивном образовании. Дать возможность обычным людям и инвалидам обучаться вместе. И лучше пореже называть нас "людьми с ограниченными возможностями".  Возможности у всех безграничны.

В первой части пленарного заседания с докладом на тему «Система педагогической поддержки детей с ОВЗ в республике Татарстан: достижения, проблемы, перспективы» выступила куратор организаций специального (коррекционного) образования отдела опеки, попечительства и педагогической поддержки министерства образования и науки республики Татарстан Земфира Гафаровна Терентьева. 

Анна Ивановна Ахметзянова, заместитель директора ИПиО по научной деятельности, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики представила участникам конференции кластерную модель развития инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном университете.

Гость из Белоруссии - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой олигофренопедагогики Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка Лемех Елена Анатольевна представила присутствующим доклад «Система специального образования в республике Беларусь».

Известная многим в республике доктор педагогических наук Фаина Лазаревна Ратнер на примере международного центра реабилитации  и развития Мюнхена рассказала о путях решения проблем инклюзивного образования за рубежом.

Учитель-дефектолог школы «Шалев» (для умственно отсталых детей) и школы «Армон» (для умственно отсталых арабских детей) из Израиля Михаил Давидович Гиндин представил присутствующим свое видение, как нужно организовывать внеурочную деятельность школьников и подростков с физическими и умственными отклонениями.

В выступлениях участников нашли отражение вопросы организации образования детей в соответствии с психофизическими особенностями и потенциальными возможностями. Всеми выступавшими была отмечена необходимость продолжения активной работы по внедрению инклюзивного образования, которое обеспечивает возможность дифференцированного подхода к обучению детей. Особую значимость приобретает подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, которую в настоящее время проводит КФУ.

Конференция продолжит свою работу и завтра, 11 июня. Работа будет идти по секциям:  "Проблемы подготовки компетентных специалистов в области инклюзивного образования", "Комплексная диагностика отклоняющегося развития", "Логопедическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья", "Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии". Также планируется проведение мастер-классов и круглого стола по вопросам взаимодействия специалистов коррекционного процесса (логопед, воспитатель, специальный психолог, социальный педагог, инструктор ЛФК и др.) в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

 Смотри видео: Образование для всех

Источник информации: Пресс-центр