26 апреля 2014
Этнографический музей КФУ: иди, смотри, исследуй

Вероятно, в Казанском университете не найдется ни одного иностранного студента, который, придя на экскурсию в  Этнографический музей, не обнаружил  бы среди вещевых памятников культуры народов мира раритеты со своей родины.

Это вам не бабушкин сундук!

Представьте, здесь на площади около двухсот квадратных метров хранятся тысячи экспонатов, характеризующих культуру и быт народонаселения мира. От экзотичных предметов – а это орудия труда, одежда, домашняя утварь, украшения - глаза разбегаются! Но не думайте, что все эти старинные вещи попали сюда из заброшенных чердаков и бабушкиных сундуков. Это именно памятники культуры, и над формированием и систематизацией коллекций музея на протяжении двух веков трудилось не одно поколение ученых-этнографов.

Для справки. Этногра́фия (от древне-греческого ἔθνος  - этнос (народ) и γράφω — пишу) - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические  исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах  и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но первым исследователем, применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота.

Так что музей в настоящее время — не только предмет любознательности для публики, но настоящая лаборатория, где исследователь удобно может изучать и сравнивать объекты общечеловеческой культуры, сконцентрированные в одном месте и систематизированные по географическим районам и в порядке эволюции. Неудивительно, что материалы музея постоянно востребованы учеными Москвы, Петербурга, Киева, Екатеринбурга, многих городов Поволжья и Приуралья.

В музее систематически занимаются студенты и аспиранты  Казанского и других университетов  страны. Некоторые коллекции музея  описаны в специальных статьях. На них ссылаются авторы многих книг, монографий, диссертаций. Рисунки и фотографии экспонатов музея иллюстрируют различные книги, справочники и музейные руководства. Этнографические коллекции по отдельным народам, особенно татарам и русским Среднего Поволжья, собиравшиеся в течение длительного исторического периода у различных социальных групп, дают возможность проследить закономерность эволюции бытовых форм, говорить о причинности смены одной формы другой, выявить культурно-бытовые взаимовлияния совместно живущих народов.

Этнографический музей принимает  активное участие в проведении различных  тематических выставок. Так, в 1999 году в Государственном музее Республики Татарстан была проведена выставка «Музыкальные инструменты народов мира», и из 200 музыкальных инструментов, представленных на выставке, 150 взяты были из коллекций Этнографического музея университета. Коллекции музея имеют большое прикладное значение. Они часто являются объектом тщательного изучения театральными режиссерами, художниками. Все это свидетельствует о том, что труд многих поколений ученых Казанского университета будет востребован всегда.

Все началось с Симонова

Основание музею было положено этнографической  коллекцией И.М.Симонова, привезенной  им с островов Тихого океана в 1821 году. Во время восьмимесячного путешествия Симонов, занимавшийся изучением культуры и быта жителей, собрал и привез с Соломоновых островов, Фиджи, Новой Зеландии и других 37 предметов орудий труда, оружия, одежды, домашней утвари. Особый интерес среди них представляют образцы особой материи (тапы) из древесной коры, ткани из новозеландского льна, серьги из зеленого нефрита длиной 14 см, каменные топоры.

Фонд этнографических  коллекций университета пополнялся довольно быстро. Так, в 1830-е годы профессор О.М.Ковалевский путешествовал по Забайкалью, Монголии и Тибету; 13 месяцев прожил он в Китае. Современники про него писали, что «он первый приподнял хотя часть завесы, закрывающей таинственную жизнь Китая». Из Китая Ковалевский привез, кроме рукописей и книг, ценную коллекцию китайских бытовых вещей. Среди них женские украшения, предметы туалета, набор китайской косметики (белила, румяна, благовония).

Приобретение этих и других коллекций  в 1835 году способствовало появлению в университете специального кабинета редкостей, пополнение которого в первой половине XIX в. связывается также с именем профессора В.П.Васильева, пробывшего в Китае 10 лет (1840 - 1850 гг.), и известного китаеведа Иакинфа Бичурина, возглавлявшего в Пекине духовную миссию.

Богато расписанный фарфор, шкатулки, изделия из камня, кости и дерева, китайские акварели и лубочных картины, принадлежности для письма, рукописи, книги, компасы, солнечные часы, счеты, разновесы, буддийские культовые предметы, костюмы, иконы – все это и многое другое составило крепкую основу будущего музея. И он не замедлил появиться.

В конце 1860-х годов  на базе кабинета редкостей и кабинета монет и медалей в университете был создан Музей этнографии, древностей и изящных искусств. Этот музей, наряду с нумизматическими и историческими экспонатами (древнее оружие, кольчуги, старинные монеты и т.п.), продолжал пополняться этнографическими вещами, характеризующими культуру и быт различных народов России и особенно Поволжья. Начало этим коллекциям положили профессора университета К.Фукс, Г.Фирсов, А.Артемьев, В.Сбоев и другие.

Роль Общества археологии, истории и этнографии

Основа нынешнего Этнографического музея - как научно-исследовательского учреждения - была заложена Обществом археологии, истории и этнографии, которое было создано в 1878 году при Казанском университете и стало центром притяжения местной этнографической мысли. Ежегодно организуемые этнографические поездки нередко завершались сбором вещевого материала. Естественно, все это привело к созданию при Обществе этнографического музея, заведовать которым взялся П.И.Кротов. Музей быстро пополнялся не только за счет вещей, доставляемых из многочисленных экспедиций, но и подарков членов Общества и отдельных приобретений у частных лиц.

Большую активность в  этот период проявил известный знаток тюркских народов Н.Ф.Катанов, собравший большие коллекции по народам края и Сибири. Большие коллекции по финским народам края (марийцам, удмуртам, мордве) и по русскому населению были собраны профессорами И.Н.Смирновым и С.В.Ешевским, проводившими исследования быта этих народов по заданию Общества.

В 1884 году в Казанском университете была создана кафедра географии и этнографии, которая в числе учебных пособий по страноведению стала приобретать из музея Умляуфа в Гамбурге этнографические коллекции по быту многих народов мира, в том числе коллекции из Океании, Австралии, Северной и Южной Америки. Все эти вещи были сконцентрированы в кабинете кафедры географии и этнографии и являлись наглядными пособиями при чтении народоведческих курсов.

Бруно Адлер – создатель первого в русской провинции и лучшего в России университетского Этнографического музея

В 1911 году кафедрой географии и этнографии стал заведовать блестящий ученый Бруно (Бруно-Вильгельм-Карл-Адольф) Фридрихович Адлер (1874 - 1942). Его усилиями в 1914 году этнографические коллекции музеев Отечествоведения, Общества археологии, истории и этнографии и кафедры географии и этнографии были объединены в один Этнографический музей. Для него было оборудовано специальное помещение с хорами, на которых по всему периметру были выстроены экспозиционные шкафы.

Адлер организовал чтение ряда специальных этнографических  курсов, в том числе и по методике сбора этнографического материала  в этнографических экспедициях. Он заинтересовал этнографией многих студентов университета, в частности, Н.И.Воробьева, впоследствии ставшего крупным ученым, автором многих коллекций и научных трудов по этнографии народов нашей страны и особенно народов Поволжья.

Богатейший фонд Этнографического музея Казанского университета создавался усилиями десятков студентов и ученых, перечислим только некоторые имена, оставшиеся в истории. Это талантливый таксидермист и фотограф Я.П.Коксин, студенты Новицкий, Кузнецов, Кольцов, И.В.Тюшняков, Е.А.Гольмшток, Н.Лаптев, К.П.Подгорбунов, братья Гурфинкель, В.Н.Князев, А.А.Ерофеев, А.А.Половинкин, Кноринг и многие многие другие.

Для справки. Между прочим, в честь дня рождения этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая  введен День этнографа (отмечается 17 июля) - профессиональный праздник представителей различных этнографических школ. К настоящему времени какой-либо унифицированной традиции празднования Дня этнографа не сложилось. В каждом учреждении, а порой и в каждом экспедиционном отряде существуют свои неписаные правила, по которым справляется этот праздник. В качестве общих атрибутов праздника можно назвать торжественное застолье с непременным произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса. Помимо этого, в День этнографа обыкновенно проходят свое «посвящение» неофиты - люди, впервые участвующие в этнографической экспедиции.

После ухода из университета профессора Б.Ф.Адлера в 1922 г, а позднее Н.И.Воробьева на постоянную работу в Восточно-педагогический институт и Центральный музей, подготовка этнографов в университете, а следовательно, и собирательская, музейная работа прекратились.

Бруно Адлер  – человек трагичной судьбы. На I Всероссийском музейном съезде в 1930 году его научные труды были подвергнуты  жестокой критике и объявлены буржуазными. 7 декабря 1933 года он был арестован, выслан на Север, затем осужден на 7 лет лишения свободы; вновь судим и по решению Особого совещания при НКВД расстрелян в марте 1942 в года в Омске. Реабилитирован в 1990 году. Роль и труды Бруно Адлера долгие годы замалчивались и в Казанском университете.

В период Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекции музея были демонтированы  и рассредоточены по различным аудиториям главного здания. В эти годы музей  не функционировал. В его помещении размещалась лаборатории различных отделов АН СССР. С 1 ноября 1945 г. ассистент Е.П.Бусыгин под руководством профессора Н.И.Воробьева начал восстановление Этнографического музея в принадлежавшем ему ранее помещении. С 1946 г. в эту работу включился Г.В.Юсупов. Была проведена тщательная инвентаризация всех коллекций и начато создание экспозиции.

С 1 сентября 1946 г. в музее начались учебные занятия по курсу общей  этнографии, читаемой в университете Н.И.Воробьевым. С того же года возобновляются этнографические экспедиционные исследования, которые ежегодно проводятся вплоть до настоящего времени. Они способствовали пополнению музея новыми экспонатами, фотографиями, рисунками, развертыванию на базе музея научных исследований.

В период восстановления Этнографического музея и развития этнографии в Казанском университете, в послевоенные годы огромную помощь и поддержку оказал декан географического факультета Галим Валеевич Фазлуллин. Благодаря ему в Казанском университете были сохранены и получили дальнейшее развитие славные традиции Казанской этнографической школы, заложенные трудами Кротова, Смирнова, Адлера, Катанова и др. Это идеи демократизма, гуманизма, стремление рассматривать национальную культуру как совокупное воздействие материально-экономических и природно-географических факторов.

Посещающие в настоящее время  музей крупные ученые, аспиранты, студенты, рабочие, служащие с благодарностью вспоминают И.М.Симонова, О.М.Ковалевского, Н.Ф.Катанова, Н.И.Воробьева и многих других, которые своим самоотверженным трудом на благо науки помогали и помогают сейчас решать многие вопросы, связанные не только с историей народов нашей страны, но и выявлять закономерности современных этнических процессов.

420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

тел. 233-71-92

Email: etnomuseum@mail.ru

Экскурсии проводятся по предварительному заказу с 10.00 до 17.00 по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам.

Источник информации: Подготовила Раиса Щербакова
Комментарии
студент 26.04.14, 15:24
+9 
очень интересный музей, замечательный экскурсовод знающий свое дело и очень проникновенно рассказывающий об разных народах. нам очень понравилось там!