11 апреля 2014
Яков Абрамсон: "Моя методика строится на понимании психологии"

В IT-лицее КФУ 10 и 11 апреля прошли семинары Якова Абрамсона – ученого, разработавшего уникальную методику обучения детей математической науке. Мастер-классы посетили учителя IT-лицея, лицея имени Н.И.Лобачевского и аспиранты КФУ.

Методика Абрамсона –  это особый целостный курс математики для детей как старшего, так и младшего школьного возраста, включающий в себя элементы высшей математики. Ребята, обучающиеся под руководством Якова Иосифовича, на несколько лет обгоняют своих сверстников в процессе достижения математической зрелости. Выпускники московской школы «Интеллектуал», где опытным путем проверяется эффективность программы Абрамсона, могут не только легко поступить на математические факультеты, но и обладают достаточным уровнем знаний для обучения сразу с третьего курса. «Это обусловлено тем, что на первых двух курсах в наших вузах преподаватели занимаются со студентами ликбезом, а моим ученикам нет необходимости проходить через это, - отметил Яков Абрамсон. – Более того, их знания крепче и лучше усвоены, чем у студентов. Тот объем информации, который «выливается» на учащихся мехмата за первые два года, в нашей школе дается частями в течение шести лет».

К идее создания совершенно новой методики преподавания Якова Иосифовича привели несколько факторов. В основе его разработок лежит метод поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина – выдающегося психолога, заслуженного деятеля науки РСФСР и деда Якова Абрамсона. Эта система универсальна, ее можно применять в любой области знаний. Ранее, согласно ей, проводилось обучение военных связистов, ремесленников, спортсменов и даже лингвистов. Научное достояние, полученное в наследство от деда, сыграло очень важную роль в жизни и работе Абрамсона. Вторым фактором стало желание уйти от преподавания в школе скучной математики, «совсем не похожей на интересную вузовскую»: «Сейчас в школах не дают полного видения этой науки. Ребенок видит только отдельные элементы мозаики, а не всю картину. А ведь она прекрасна!». И в-третьих, любое начинание должна сопровождать мечта. Есть она и у Якова Иосифовича. Он всегда стремился помочь детям достичь больших высот, чем это возможно при получении стандартизированного образования.

В обществе методика Абрамсона вызывает противоречивые суждения. Например, вопреки всем стандартам, он предлагает давать детям знания об отрицательных числах раньше, чем о дробях: «Если подумать логически, то дробь – это очень сложное понятие, намного сложнее, чем отрицательные числа, которые с легкостью можно дать ребенку уже в первом классе». И у многих такая позиция вызывает вопросы. Однако результаты говорят сами за себя.

Интересен и тот факт, что для обучения в классе Абрамсона  ребенку не нужна какая-либо особая дошкольная подготовка. Достаточно стандартных навыков чтения и счета. Но вот мотивацией первоклашка обладать обязан. Именно она – залог успеха на уроках в школе «Интеллектуал». Здесь знания не преподносятся на блюдечке. Их нужно получить собственным трудом. «Мы не даем готовых формул. А зачем? Любая из них легко выводится. А для детей это становится собственным достижением, настоящим открытием! Я лишь помогаю им идти в правильном направлении. Такой стиль преподавания основывается на моем глубоком убеждении: никого ничему нельзя научить, но всему можно научиться», - пояснил Яков Иосифович. Все занятия проводятся при минимальном вмешательстве учителя, он только наблюдает со стороны и координирует действия учащихся при необходимости.

У Якова Абрамсона есть последователи. Они занимаются с детьми в специализированных кружках. Правда, пока все эти кружки сосредоточены в Москве. Но Яков Иосифович открыт к общению и готов делиться своим опытом со всеми желающими.

Комментарий доцента кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского Марины Фалилеевой:

«Очень важно знакомиться с разными методиками преподавания математики, понимать их общность, специфику авторских подходов. Методика Якова Абрамсона рассчитана на особых учителей. Это не просто учитель, который хорошо готовит к ЕГЭ, это учитель, который формирует взгляды учащихся на математику. Он должен иметь высококлассный уровень как методической, так и математической подготовки, быть хорошим психологом и обладать харизмой».

Визит ученого-новатора  Якова Абрамсона завершился встречей с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым. Во встрече также приняли участие советник ректора по довузовскому образованию, директор Департамента довузовского, общего и педагогического образования Людмила Нугуманова и директор IT лицея-интерната КФУ Тимербулат Самерханов.

Ректор поблагодарил Якова Абрамсона  за приезд, прочитанные лекции и  мастер-классы. Он отметил, что сейчас университет большое внимание уделяет  подготовке школьников – своих будущих абитуриентов. Созданный по инициативе Президента РТ Рустама Минниханова IT лицей-интернат и лицей имена Н.И.Лобачевского входят в структуру Казанского федерального университета. Это специализированные школы для одаренных детей, ориентированные на подготовку будущей интеллектуальной элиты не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. В связи с поставленными задачами учителя лицеев и преподаватели КФУ, задействованные в подготовке учителей нового формата, заинтересованы в новых методиках преподавания, новаторских подходах к учебному процессу.

В завершение встречи  была достигнута договоренность об организации  Яковом Абрамсоном планомерной работы по повышению квалификации учителей лицеев КФУ и аспирантов кафедры  теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского, в частности, о проведении на базе КФУ летней школы по методике преподавания математики.

 Видео:Математика 2.0

Источник информации: Алина Искандерова, Пресс-центр