26 марта 2014
В Казанском университете состоялась презентация пилотного проекта "Система открытого электронного обучения"

Сегодня, 26 марта,  КФУ посетили преподаватели Открытого университета Великобритании Ульрих Колб и Иан Дайер. Целью их визита была передача опыта в области дистанционного обучения студентов.

На повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся создания в КФУ  базы открытых видео-лекций ученых, преподающих  в ведущих вузах Великобритании и России, а также системы сопровождения студентов, обучающихся дистанционно.

«Пилотные модели проекта  «Система открытого электронного обучения»  планируется разработать на базе ряда подразделений Казанского университета: Института физики, Института фундаментальной  медицины и биологии», - рассказала о планах на ближайшее будущее директор департамента развития образовательных ресурсов КФУ Галина Ившина. Впоследствии, в случае успешного тестирования, подобные программы планируется открыть и на других направлениях, в частности в Институте математики и механики им. Лобачевского и Институте вычислительной математики и информационных технологий.

По окончании вводной  части мероприятия, в рамках которой  английским ученым была показана презентация  о структуре и деятельности Казанского федерального университета, на трибуну  для рассказа об особенностях работы в Открытом университете Великобритании был приглашен Ульрих Колб. В ходе своего выступления ученый поделился с присутствующими базовой информацией об alma mater: «Наш университет является сравнительно молодым. Однако за время, прошедшее с момента его открытия в 1969 году, выпускниками вуза стали уже более 350 тыс. студентов. Название учебного заведения в полной мере соответствует политике, проводимой его руководством – «открытый» означает доступный для всех желающих получить образование, вне зависимости от того, где человек проживает и каким уровнем знаний он обладает на момент поступления. Кроме того, этот термин показывает, что мы готовы идти на встречу любым полезным инновациям».

По результатам регулярных социальных опросов, направленных на выявление уровня удовлетворенности студентов качеством образования, Открытый университет всегда оказывается среди лидеров – в числе первых пяти вузов страны. «Я считаю, что нам удается достигать таких высоких показателей по ряду причин, - высказал свое мнение доктор Колб. – К первостепенной я отнесу наличие уникальной базы обучающих материалов, разработанных в стенах университета. Не менее важным фактором, на мой взгляд, является и предоставляемая студентам возможность заниматься в то время дня, когда им это удобно. Юношам и девушкам не приходится ежедневно делать выбор между учебой и работой. Кроме того, помимо основного кампуса, расположенного в Милтон Кейнсе (Бакингемшир, Великобритания) нами были созданы 13 региональных центров. Соответственно, когда нужно решить какие-либо вопросы при личном присутствии студента, ему не нужно ехать в Великобританию, достаточно обратиться в ближайшее подразделение».

Программа обучения в Открытом университете по любому из направлений состоит из трех уровней, на изучение каждого из которых отводится один академический год. Важно отметить, что первый уровень является междисциплинарным, включающим в себя вводные курсы в различные дисциплины. «Нами принимается во внимание наличие различного уровня знаний у разных людей. В связи с этим мы стремимся создать условиях, при которых студенты, имеющие низкий уровень базовых знаний, успели «подтянуться» и чувствовали себя комфортно. Если сравнивать с российскими реалиями, то этот год можно условно назвать довузовской подготовкой, поскольку в программах высших учебных заведений Российской Федерации на данный момент не предусмотрен подобный период», - акцентировал внимание присутствующих еще на одном положительном моменте открытого обучения Ульрих Колб. Последующие уровни программы являются узкоспециализированными. Необходимо также упомянуть, что при желании студенты могут разделить нагрузку одного учебного года на два, увеличив срок своего обучения с 3 до 6 лет.

Внимание присутствующих было обращено также на то, что программа  обучения является максимально индивидуальной: «Мы имеем 433 базовых модуля, из которых в различных вариациях скомбинировано около 35 тысяч программ. Благодаря этому, абитуриент имеет возможность выбрать для изучения наиболее подходящие ему предметы».

Помимо создания условий для изучения теоретических курсов, в Открытом университете была налажена система выполнения практических заданий. «Ранее мы высылали учащимся небольшие экспериментальные наборы для проведения ряда исследований в домашних условиях. Но в настоящий момент мы ушли от подобной практики. Теперь для выполнения большей части практических заданий студентам достаточно зайти на сайт университета и посетить виртуальную лабораторию. Конечно, еще остается ряд экспериментов, для которых пока не разработано дистанционное обеспечение. Но количество подобных опытов невелико, и для их проведения достаточно приехать в кампус на неделю, не более», - подчеркнул старший преподаватель Открытого университета Великобритании.

Для контроля выполнения студентами различных работ за каждым из учащихся закрепляется т.н. тьютор. С этим человеком каждый из учащихся может выйти на связь в любое время. «У нас хорошо налажена система общения со студентами посредством социальных сетей, как внутренних университетских, так и публичных, таких как «Facebook» и «Twitter». Помимо этого, ведется онлайн-статистика изучения каждым нашим подопечным различных материалов. «Мы отслеживаем, сколько времени студент провел за изучением того или иного текста, учебника, мультимедийного продукта», - пояснил Ульрих Колб.

Таковы особенности обучения в одном из ведущих университетов  Великобритании. В недалеком будущем и система обучения в Республике Татарстан может стать практически полностью дистанционной. Ведь решение о создании в Казанском федеральном университете программ подобных разработанным в Открытом университете исходило из уже существующих в вузе ресурсов. Как известно, на базе КФУ разработана программа «Электронный университет», а это и собственная уникальная база обучающих материалов, и внутреннее общение студентов и преподавателей на форуме, и потенциальная возможность комбинирования различных курсов в столь же масштабный перечень учебных программ.

 

 

Источник информации: Алина Искандерова, Пресс-центр
Комментарии
Андрей Георгиевич 26.03.14, 20:51
+6 
-2 
Опять много шума из-за ничего. О дистанционном образовании говорим уже 3 года, а его как не было на самом деле, так и нет. Жалкие потуги