06 марта 2014
В Казанском университете подняли проблему правовой свободы независимого акушерства в России

Вчера, 5 марта, в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского состоялась публичная лекция научного сотрудника Европейского Университета Екатерины Бороздиной «Сочетая язык науки и язык сердца».

Стоит отметить, что выбранная ученой дамой из Санкт-Петербурга тема исследования несколько необычна. Екатерина Бороздина рассказала о распространении практики «естественных» родов и становлении сообщества независимых акушерок в современных российских условиях.

— Это социально и политически значимая сфера, которая быстро меняется, именно этим и интересна, ‑ объяснила она свой выбор. ‑ Необходимо, чтобы граждане, а также акушеры были не только объектом государственной политики, но и субъектом.

Одна из наиболее ярких гражданских инициатив, по мнению лектора, это установление естественного подхода к родам. Независимое акушерство возникло в Москве в 1980-е годы. «Поначалу это была диссидентская, разрозненная практика, ‑ объяснила Бороздина, ‑ но в 2000-х годах начались попытки институализировать этот вид родов».

Ученая признала, что независимые акушерки в России – это неоднородная группа, которую можно выделить только лишь условно, причина в том, что сегодня в мире роды медикализированы. «Они рассматриваются как выбивающаяся из традиционного течения жизни патологическая проблема, которая требует медикаментозного вмешательства, ‑ заметила Бороздина и добавила. ‑ Медики считают, что сама женщина не обладает достаточным знанием о своем теле, чтобы эффективно произвести потомство».

Еще одним признаком высокой степени медикализации родовой процедуры, по мнению ученой, является то, что эмоциональному состоянию женщины внимания не уделяется, в то время как «роды должны быть связаны с положительными эмоциями, с заботой, именно за это должны отвечать домашние акушерки».

Бороздина считает, что принятая в России роль акушерки – именно как помощника врача – неправильна. «В России акушерка не только не может принимать роды дома, но и лицензия на работу ей выдается только в определенном роддоме, ‑ констатировала она. ‑ Данная система поддерживается бюрократически, а медикализация связана со стремлением государства к излишнему контролю». Сегодня независимое акушерство в нашей стране доступно только для определенного круга лиц, обладающих материальными ресурсами.

Значительную часть лекции ученой заняло описание общественных дискурсов, развернувшихся вокруг этой темы: медицинского, либерального, спиритуалистического и гендерного.

Если говорить кратко, то домашние акушерки, принимая во внимание медицину как науку, считают, что «независимое акушерство – медицина более правильная», так как приводит к меньшим осложнениям. Сообщество акушерок считает так: «Мы верим, что естественное и мягкое рождение – лучшее, что могут подарить родители своему ребенку».

Особо интересен гендерный дискурс. Независимые акушерки считают, что они – женщины, которые помогают другим женщинам, а сам процесс родов раскрывает женское начало. Тем не менее, существует точка зрения, что независимое акушерство – это идея феминизма. Данную точку зрения Бороздина не поддержала: «Почему российское независимое акушерство не феминистский проект? Да потому, что оно поддерживает сложившийся гендерный порядок».

Словом, точка зрения лектора понятна. А как считаете вы, стоит ли предоставлять правовую свободу независимому акушерству в нашей стране?

Для справки.

Австралия. В апреле 2007 года, правительство Западной Австралии расширило покрытие для родов дома для всего штата. В других штатах в Австралии, включая Северную территорию, Новый Южный Уэльс и Южную Австралию, так же существует государственное финансирование для независимых домашних родов.

США. Во всех штатах можно нанять сертифицированных сестер-акушерок, они являются квалифицированными медсёстрами. В 27 штатах можно нанять медсестру, окончившую курс акушера, в остальных продолжают практиковать неквалифицированные медсестры.

Венгрия. В Венгрии домашние роды легальны, но акушеркам требуется свидетельство для участия в них.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр
Комментарии
Физик 07.03.14, 04:04
+2 
Актуальный вопрос. При всех знаниях человечества об импринтинге больничный кафель, строгий режим и конвейерное кормление по расписанию в постсоветских роддомах -мягко выражаясь дикость.