03 марта 2014
Казань книжная… (заседание художественно-литературного салона)

В Высшей школе искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета состоялся очередной  художественно-литературный салон  «Ренессанс» на тему «Казань книжная». На первый взгляд, тема  очередного салона могла кому-то показаться  даже странной…. В век техногенной цивилизации, космических скоростей и нанотехнологий, вдруг заговорить о книге как источнике знаний, как источнике эстетического наслаждения? 

Организаторы  вечера  попали в точку.  Тема оказалась необычайно  увлекательной, даже – актуальной для всех присутствующих. Как показало мероприятие, вопросы  эстетики и психологии, истории и литературы, графики и истории искусств были затронуты в ходе обсуждения  предложенной темы. Книга оказалась удивительно благодатным предметом обсуждения студентов и педагогов.

 Гостями очередного салона стали заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, кандидат исторических наук Эльмира Амерханова; поэт, главный идеолог творческого союза «Колесо» и журнала «Квадратное колесо» Алексей Кириллов; профессор, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор исторических наук Айсылу Абдулхакова.

Молодой поэт Алексей Кириллов представил свои размышления о книге сквозь призму современного книгоиздания  в Республике Татарстан, рассказал о новинках своего издательства и планах на будущее. По его глубокому убеждению, сегодня частные издательства отходят от практики издания книг миллионными тиражами. Современному читателю нужна книжка более камерная, небольшая, главное – оригинальная…   По  просьбам слушателей А. Кириллов прочитал свои стихотворения, ставшие кульминацией его  выступления.

Словно машина времени, обратила аудиторию в далекую историю русской книги  заведующая ОРРК НБ КФУ Эльмира Амерханова. Яркая презентация, посвященная истории Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского, ее уникальным фондам и отдельным коллекциям, сопровождалась увлекательным докладом. Как оказалось, студенты университета заново открывали для себя богатства библиотеки, восхищались прекрасной сохранностью отдельных раритетов. Не случайно, выступление Э.И. Амерхановой вызвало резонанс и массу вопросов аудитории.

Ну и какая же Казань без татарской книги!  Начиная свое выступление,  профессор Айсылу Абдулхакова подчеркнула, прежде всего, статус Казани как многонационального, многоконфессионального центра огромного региона. Несколько столетий Казань прочно удерживала позиции самого книжного города России, традиции которой берут начало еще от рукописной книги. Татарская рукописная книга на арабской графике – огромный пласт национальной культуры, еще до  конца не изученный. Особая страница – это печатная татарская книга, истоки которой ведут нас в конец 16 – начало 17 века, в Западную Европу. Особый  вклад в   историю татарской печатной книги внес в 19 веке Казанский императорский университет, в типографии которого (с 1809 г.) осуществлялось издание  сочинений татарских авторов.

Гармонично вписались в  программу  салона выступления студентов и преподавателей университета. В исполнении народной артистки РТ Маргариты Коварской  и  Гульнары Батыршиной  прозвучало произведение Рустема Яхина «Казань весенняя». Хор студентов 3 курса под руководством Надежды Ширяевой исполнил татарскую народную песню «Әпипә», а завершила программу с национальной коллекцией  «Алтын Ай» студия костюма «ТATAR STYLE»  Рады Салаховой.

Книга, книжная культура – это целый мир, необъятный, многогранный, яркий! Рассказать в рамках одного мероприятия о книге как свидетельстве  культурной эволюции человечества трудно, однако организаторам и  участникам салона удалось  достичь главной цели –  понимания роли и места традиционной печатной книги в нашей повседневной культуре, ее непреходящей ценности как ступени познания, которая своим чередом приводит к новому познанию, к обогащенной по-новому КНИГЕ…