25 февраля 2014
Время меняет нашу профессию

Идея проведения круглого стола: «Профессия-трансформер: бакалавр и магистр журналистики глазами практиков» подсказана временем, которое предъявляет новые требования по обучению журналистов. Вопрос востребованности бакалавров, проучившихся четыре года, а также магистров, осваивающих профессию еще два года, волнует сегодня многих. Более того, в этом году состоится первый выпуск магистров-журналистов. Спустя год с документом высшей квалификации на руках в редакции придут первые бакалавры журналистики. Не возникнут ли у них сложности с поиском работы? Что тревожит работодателей и готовы ли они к этим новшествам?

Татьяна СПИРЧАГОВА, доцент кафедры ТП ЭСМИ  как модератор круглого стола приветствовала уважаемых участников встречи и любезно предоставила слово тем, кто откликнулся на приглашение и пришел обменяться мнениями и выработать совместные подходы по этим актуальным вопросам:

- Рады видеть вас в этом зале. Сегодня мы будем говорить о том, как изменилась система подготовки журналистов и как нам разобраться с понятиями бакалавр и магистр, и кто сегодня востребован в практической журналистике. Особенно приятно, что многие наши коллеги не просто представители крупнейших СМИ региона, многие из присутствующих - выпускники отделения журналистики. Сегодня в разговоре принимает участие генеральный директор Информационного агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова, главный редактор делового центра РТ – портала TatCenter.ru Руслан Серазетдинов, главный редактор журнала «Элита Татарстана» Вячеслав Карпов, редактор портала «Pro Kazan» Евгения Потехина, главный редактор журнала «Чаян» Рафаль Халиуллов, главный редактор портала «Матбугат.ру» Данил Сафаров, собственный корреспондент «Российской газеты» Тимур Алимов и другие участники. 

Заседание открыла Елена ДОРОЩУК, заведующая кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации КФУ:

Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, – профессия-трансформер – очень важное явление современности. Поговорить на эту тему мы пригласили  работодателей, студентов и выпускников нашего института.  Возьмет ли работодатель бакалавра, проучившегося четыре года? Или, может быть, их заинтересуют магистры? Знают ли они, что лежит в основе каждой из этих ступеней? Эти и другие вопросы мы и предлагаем обсудить сегодня на нашей дискуссионной площадке. Желаю вам удачной работы и плодотворных идей.

Заочная магистратура дешевле детского сада

Наиль МУХАРЯМОВ, директор Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ:

–  Система высшего образования сегодня состоит из нескольких ступеней. Специалистов больше не будет. Бакалавр – первоначальная ступень образования. Магистр – явление новое, его смысл до конца не ясен многим. Но там есть элемент исследовательской подготовки, ведь учеба завершается защитой диссертации. Магистратура дает степень.

Понятно, что основная задача – подготовить квалифицированного специалиста. Хотел бы подчеркнуть, что у нас есть возможности выстраивать совместное сотрудничество. Ст. 15 Закона об образовании позволяет организовать сетевое образование. Университет, редакция, агентство, акционерное общество – могут стать полноправными участниками учебного процесса. Можно создавать сетевые магистратуры. Обучение в них дешевле даже, чем в детском саду.

Приглашаю вас к размышлениям по этому поводу и к совместному сотрудничеству.

 «Журналистика остается женской профессией»

Леонид ТОЛЧИНСКИЙ, генеральный директор ИА «Татар-информ»:

– Нам, как любому работодателю, нужен квалифицированный специалист, и вовсе неважно, с диссертацией он или нет. Главное, чтобы умел писать, владел общегуманитарными познаниями и хотя бы немного разбирался в новых технологиях профессии.

Мне не нравится та система, по которой готовят журналистов. Это профессия с творческим началом. Как набирают, к примеру, театральные вузы? Они принимают студентов в творческие мастерские, заточенные под конкретного преподавателя. Мы знаем, что это за мастер, как он обучает, и это важно. У вас на отделении журналистики не так. Да, у вас хорошая база, много возможностей, но все равно наблюдается оторванность от практики.

У нас в агентстве ваших выпускников немного – человек пять. Они приходят к нам, видят, какая нагрузка, и остаются немногие. Поэтому наблюдается дефицит кадров. Более того, журналистика остается женской профессией. Девушки работают, потом – уходят в декрет, так что у нас есть потребность в подготовленных кадрах.

Начинать карьеру надо с печати

Венера ЯКУПОВА, главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

– В отличие от ИА «Татаринформ», у нас ваших выпускников больше, и мы охотно их принимаем. Многие сегодня ругают журфак. Я, как его выпускница, хотела возразить. У факультета есть дух, есть богатые традиции, есть люди, которые там работают и учатся.

Ребята приходят к нам, им интересно у нас, потому что мы даем им взрослые задания.  Причем все приходят и хотят писать новости и о культуре, а у нас есть потребность в криминальных репортерах, спортивных журналистах, журналисты экономической тематики. Где ваши мальчики?

Что касается системы мастерских, у нас молодых основам профессии долгое время обучает Людмила Колесникова. Ребята приходят, и спустя пару лет уже умеют писать. Некоторые потом переходят в другие редакции. Многие недооценивают роль практики, студентам не хватает трудолюбия, нет желания работать. У нас замечательно работают ваши студентки: Люба Порываева, Мария Марзан, Роза Апоян, выпускница Ксения Кадочникова.

Мы готовы обучать студентов. Я считаю, что начинать обучение именно в печатных СМИ, учиться работать со словом. В общем, наши двери открыты. 

 «У студентов нет любознательности»

Руслан Серазетдинов, главный редактор портала «TatCenter.ru»:

– Это все можно называть по-разному: лаборатории, мастерские, но суть одна – обучение практике. У нас можно изучить основы экономической и деловой журналистики, азы дает кандидат экономических наук.

Мы с удовольствием работаем с вашими выпускниками: Тимуром Давлетшиным, Камилем Асадуллиным… Ребята приходят неплохо технически подготовленными: есть навыки письма, работы с видео. Не хватает ключевого журналистского навыка – любознательности. Он есть только у единиц. Но уровень подготовки выпускников растет.

 Работать – с первого курса

 Евгения ПОТЕХИНА, редактор портала Pro Kazan:

– Журфак дает возможность работать с 1 курса, но многие этого не делают. Я считаю, что необходимо идти с 1 курса. К нам приходят журналисты 5 курса, и их приходится всему обучать. Те студенты, кто не работает в СМИ, по сути, не умеют писать.

 «В глазах должен быть блеск»

Вячеслав КАРПОВ, главный редактор журнала «Элита Татарстана»:

– Как говорил Райкин, забудем двери университета – перед нами откроются двери производства. С тех пор мало что изменилось.

Сразу скажу, что я – противник действующей системы обучения на журфаке. Задачи журналистики – информировать и анализировать. Но как можно писать о культуре, не зная звезд балета, режиссеров? Я представляю частное издание, мне нужны нормальные специалисты. Компетентный выпускник – это специалист, умеющий работать. Я не буду оплачивать его переобучение. За последний год я лишился пятерых сотрудников, всех забрали в другие издания. Уровень же выпускников очень низкий, за последнее время он упал в три раза. Ребята приходят без блеска в глазах…

Здесь юмор – профессия

Рафаль ХАЛИУЛЛОВ, главный редактор журнала «Чаян»:

– Чтобы работать в «Чаяне», нужно обладать чувством юмора, а также умением видеть и описывать такие явления. У нас трудятся три ваших выпускника. Что касается остальных: приходят студенты и говорят, что готовы работать. Просят тему. Я им говорю: «Темы ищите сами». После этого они пропадают.

Нашему журналу в прошлом году исполнилось 90 лет. Это хранитель народных юмористических традиций. Это один из брендов Татарстана. Я всегда говорю, что на столе каждого татарстанца должны быть три «Ч»: чай, чак-чак и «Чаян».

Журналист сегодня – это универсал

Тимур АЛИМОВ, собственный корреспондент «Российской газеты»:

– Журналистом должен быть универсал: человек, которого сегодня можно отправить в театр, а завтра – в суд. Универсал должен обладать умением писать, а также владеть навыками фото-, видеосъемки. Сейчас происходит формирование нового поколения, и наша задача – найти и разглядеть подходящие кадры. Преподаватели к этому также должны внимательно относиться.

Леонид Толчинский:

– Нам сегодня нужен репортер, который сможет найти новость, выложить ее в сети, владея необходимыми технологиями. Он не должен ошибиться, тем более, что перепроверять – нет времени.

Наиль Мухарямов:

– Идеальный журналист – студент, находящийся в академическом отпуске.

«Это профессия, которой нельзя научить»

Любовь АГЕЕВА, доцент КНИТУ – КАИ:

– Я выступаю как теоретик и практик. У меня 50 лет журналистского стажа. Я долгое время преподаю: 20 лет – на кафедре журналистики КФУ, 8 лет – в КНИТУ – КАИ.

Да, можно не поступать на журфак, а осваивать азы профессии в процессе работы. Но сколько материалов пострадает, сколько тем останется без должного рассмотрения? Один редактор в разговоре со мной сказал: «У вас плохие кадры». Я ему сказала: «Так ты возьми их и доделай»!

Сейчас пришло поколение студентов, которые ничего не хотят. Я, например, боюсь попасть к такому доктору. Но такой неподготовленный журналист – это ведь страшнее. Наша профессия – это профессия, которой нельзя научить. Та журналистика, которая сформировалась и которую я осваивала, – она погибает…

Васил ГАРИФУЛЛИН, заведующий кафедрой татарской журналистики КФУ:

– Основная проблема – в том, что журналистика не входит в перечень творческих профессий. Поэтому мы не можем объявлять набор в мастерские,  вынуждены принимать по результатам ЕГЭ. Приглашая опытных журналистов, мы не можем, как в других творческих вузах, присваивать им звание профессора, а это напрямую связано с их зарплатой.

Однако для студентов, желающих расти и развиваться, у нас есть все условия: в расписании журналистов предусмотрен целый день для творческой работы, ежегодно организуется практика. Мы готовим специалистов, в основном, для массовой журналистики. Переход на двухступенчатую подготовку делает учебу гибкой, дает возможность учиться специалистам смежных профессий.

Виктор ЕГОРОВ, руководитель лаборатории кафедры телевещания и телепроизводства КФУ:

– По новой системе, обучение в вузе длится 9 лет. Чем отличается каждый из этих уровней? Ответа нет.

Действующая в МГУ программа «Журналистика» предусматривает, что первые два года бакалавриата студенты изучают общегуманитарные дисциплины, оставшиеся два года – общепрофессиональные. Студенты должны выбрать свою специализацию из дюжины предложенных: телевидение, радио, интернет… Плюс еще тематическая привязка: экономика, спорт и т.д. Поток делится на микрогруппы, не может быть общей подготовки.

Все работодатели говорят о том, что им нужен умный, способный, красивый, любознательный работник. Коллеги, но ведь это все личные компетенции.

Обучаясь в вузе, студенту можно формировать развернутое портфолио, и уже с ним приходить к работодателю.

 «Зарплата студента – не менее восьми тысяч»

Руслан ДАВЛЕТШИН, студент 2 курса Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ:

– Сегодняшняя встреча позволила нам увидеть вас, работодателей, в лицо. Я считаю, что должна быть налажена тесная связь с практикой и чтобы студенты получали за это деньги. Для студентов 1-3 курса зарплата должна быть не менее 8 тысяч рублей, чтобы этих денег хватало нам хотя бы на элементарное существование.

 

У таких встреч – хорошие перспективы

Завершая бурное двухчасовое обсуждение, так гармонично вписанное в ежедневный график руководителей СМИ, ведущая круглого стола Татьяна Спирчагова, предложила принимающей стороне, а именно руководителю института Наилю Мухарямову подвести черту под такой важной встречей, прошедшей на очень добротном уровне, в комфортных условиях творческой дискуссии и резюмировать все сказанное выше:

– Я благодарю всех участников сегодняшней встречи, кафедру теории и практики электронных средств массовой информации КФУ за организацию мероприятия. Считаю, что нам надо чаще контактировать. Например, у нас есть Попечительский совет, можно  организовать совет работодателей. Хотелось бы, чтобы эти встречи приобрели более частый и ритмичный характер.

Источник информации: Рамис Газизов Фото:Руслан Давлетшин