20 февраля 2014
Марсель Имамов: "Ленина выгнали, а я доучусь"

Мы продолжаем серию публикаций в рубрике Success Stories («Истории успеха»). Сегодня наш собеседник – управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по РТ Марсель Имамов, выпускник Казанского университета 1991 года.

Марсель Мукатдисович, у абитуриентов советского времени не было возможности подавать документы на поступление в несколько вузов одновременно. Вчерашний школьник, выбирая вуз, выбирал свою судьбу. Почему вы решили поступать именно в КГУ?

– Я принял решение учиться именно здесь задолго до окончания школы. О том, что стать студентом КГУ – большая честь, говорил хотя бы тот факт, что университет носил имя Ленина. Но я думал: «Ленина выгнали, а я доучусь». Основной причиной поступления сюда, наверное, стало стремление доказать, что я смогу учиться в Казанском университете и получить диплом одного из лучших вузов Российской Федерации.

Я поступил на исторический факультет, отделение научного коммунизма. В то время это было одно из элитных отделений — сюда принимали всего 20 человек. Представьте, какой был конкурс! На это отделение шли, в основном, отличники и медалисты. Но я не боялся большого конкурса – подал документы, веря в свои силы и знания, и поступил. И об этом мне ни разу не пришлось пожалеть.

 

Вы закончили КГУ в 1991 году, но уже с 1988-го работали в Татарском обкоме комсомола. Как так получилось?

– Я был образцовым студентом, отличником учебы, членом комитета комсомола КГУ. Меня заметили в обкоме ВЛКСМ и пригласили на должность ответственного исполнителя отдела учащейся молодежи. О таком высоком рубеже в комсомольской иерархической лестнице можно было только мечтать. Мне пришлось одновременно учиться и работать. И это стало моим первым опытом управленческой работы.

– Выходит, в вашем случае, знания, которые вы получали в университете, и практические навыки комсомольской работы были взаимодополняющими факторами. А если отвлечься от практики: можете оценить, насколько вам хватило знаний, полученных в стенах КГУ?

– Мне кажется, что знания, которые дает университет, это очень важная, но не единственная грань образования. Самым ценным является то, что университет задает направление для дальнейшего развития. Иными словами, обучаясь в университете, молодежь учится методике получения новых знаний.

 


Самое ценное, чему удалось научиться в университете – это знать, где получить новые знания, которые станут фундаментом твоей жизни.


 

Мне сейчас вспомнился такой эпизод. Один наш преподаватель частенько любил повторять: представьте, что ваши знания – это многоэтажка, состоящая из отдельных кирпичиков. И только собрав вместе все кирпичики, вы получите здание, которое гордо будет возвышаться над городом.

Я закончу мысль профессора: университет дает не отдельные кирпичики знаний в одной конкретной узкой области. Он учит, как из отдельных кирпичей создать хороший фундамент. Поэтому-то все выпускники Казанского университета, как правило, успешны, поскольку обладают обширными, академическими фундаментальными знаниями.

 

– Что дает университет помимо знаний?

– Я специализировался по кафедре политэкономии на специальности преподавателя социально-политических дисциплин. Помимо знаний экономической теории, я приобрел веру в себя.

 

– Что вам запомнилось из студенческой жизни больше всего?

– Студенческая жизнь для меня поделена на два периода: до армии и после. После первого курса я ушел служить, и если до армии мне, вчерашнему школьнику, было все интересно попробовать (к тому же окружение было очень интересным – с нами учились студенты из Вьетнама, Монголии, Германии, Кубы), то  после увольнения в запас я стал ценить свое время,  стал более осознанно подходить к обучению. Можно сказать, стал другим человеком, более целеустремленным. И эти навыки тоже мне потом пригодились. Скажем, так было положено начало личному тайм-менеджменту.

 

– А как же «от сессии до сессии живут студенты весело»?

– Это не про меня. За годы учебы без уважительной причины я не пропустил ни одной лекции.

 

Марсель Мукатдисович, положа руку на сердце, неужели так-таки ни одной?

– Да, это так. Я не пропускал занятий, потому что я знал: мне надо получить не диплом, а знания.

Кстати, я был одним из немногих студентов, который получал стипендию имени Карла Маркса.


Моя фотография висела около Музея истории КГУ наряду с фотографиями Лобачевского, Коновалова и других известных ученых. Правда, в самом конце.


 

В конце 80- годов всего два студента были удостоены таких наград – именных премий. Это была самая высокая стипендия - 135 рублей. И это при средней зарплате 120 рублей в стране.

 

Преподавателей своих помните?

– Нам читали лекции потрясающие ученые, каждый по-своему был уникальным. К примеру, у нас на первом курсе вел занятия профессор Аркадий Семенович Шофман (выдающийся антиковед, историограф и историк Казанского университета). Он знал наизусть все 154 сонета Шекспира и на лекциях мог легко в тему занятия продекламировать их, превращая скучные лекции по истории древнего мира в интереснейшие путешествия вглубь веков.

Сейчас, к сожалению, отменена практика кураторства. А во время моей учебы на первом курсе куратором у нас был Тимур Юрьевич Акулов, ныне депутат Государственной Думы РФ. Только что вернувшись из Йемена, он рассказывал нам, мальчишкам, совершенно о другой жизни. Жизни, которая была за пределами железного занавеса. Он защищал нас, когда было нужно, ругал, когда надо, зажигал своей увлеченностью.

Кстати, среди студентов тогда существовала так называемая общественно-политическая студенческая практика: каждый брал на себя определенные обязательства по учебе и общественной работе. Тех, кто не справлялся – ругали, рекомендовали подтянуться, но этим все и ограничивалось.

Помню еще Леонида Леонидовича Тузова, который читал нам историю философии и логику. Сдать ему экзамен считалось высшим пилотажем.

Из преподавателей расскажу еще о Николае Васильевиче Пономареве. К сожалению, он в прошлом году умер. Это был уникальный преподаватель, обладающий энциклопедическими знаниями во многих областях. Я считаю, что нам очень повезло у него учиться.

Не скрою, были преподаватели, которые просто отрабатывали свои часы. Но многие вкладывали душу в каждого студента.

 

Нет ли желания зайти в университет, посидеть за партой в аудитории?

– А я часто бываю в университете. Во-первых, потому, что читаю там лекции. А еще и потому, что территориально работаю от него недалеко. В главном здании университета – особый дух науки, просто заглянуть сюда, чтобы вдохнуть этого воздуха, почувствовать атмосферу… Для меня это много значит.

 

У вас богатый жизненный опыт. Что бы вы подсказали и предложили нынешнему поколению студентов и абитуриентов в плане дальнейшего развития. Как стать успешным?

– А что вы понимаете под словом успех? Если считать успехом продвижение по карьерной лестнице - это одно. Если вы смогли заработать много денег - это другое. Успехом можно считать развитие в себе лидерских качеств или найти свою тему и работать над ней. Так что понятие успеха каждый определяет для себя сам.

А вообще важно быть заинтересованным в любом деле. Потому что тот, кто хочет, получит массу знаний, а если у человека нет желания, ни один преподаватель ни одного вуза не сумеет их дать.

Поэтому мое жизненное кредо: хорошо работает не тот, кто умеет, а тот, кто хочет.

 

За какими науками будущее?

– Отвечая на этот вопрос, я скажу так: Не надо превращаться в иванов, не помнящих родства. У Казанского университета есть история – во всем мире известны казанские химическая, математическая, востоковедческая  школы. И новые направления, которые сегодня называют прорывными, позволят, если так можно сказать, поднять бренд университета на новый уровень. И тогда и остальные школы подтянутся до того высокого уровня. Это же принцип действия сообщающихся сосудов.

 

Память избирательна и хорошо, что она устроена так, что в ней остается только хорошее. А какие студенческие приколы вам запомнились

– Не знаю, есть ли сейчас, но раньше были соревнования, кто быстрее забежит на 16 этаж. И вот как-то раз, опаздывая на экзамен, наш одногруппник – победитель этих скоростных забегов, решил подняться на 13 этаж. Залетел в аудиторию, взял билет, сел готовиться. И только когда он сел к преподавателю отвечать, выяснилось, что он зашел не в ту аудиторию, не на тот экзамен и вообще забежал не на тот факультет.

А самая интересная история была у нас с Михаилом Дмитриевичем Щелкуновым (декан философского факультета КФУ - прим. авт.) В преддверии праздника 8 марта он зашел в аудиторию и с чувством объявил: «Сегодня, в канун 8 марта, я буду краток». И ровно час двадцать читал нам лекцию. Правда, темой лекции был женский праздник.

Кстати, есть еще одна любопытная история, связанная с Михаилом Дмитриевичем.

Перед сложнейшим экзаменом по философии он сажал весь поток в аудиторию и спрашивал: «Все студенты согласны на тройку?». И тогда те, кто был не уверен в своих знаниях, бежали к нему, сдавали зачетки и, счастливые, уходили. В аудитории оставалась ударники и отличники. Тогда Михаил Дмитриевич говорил: «Ну, давайте так. Есть те, кто согласен на четверку?». И к нему степенной походкой шли ударники. В аудитории оставались единицы. И тогда, вздыхая, Щелкунов говорит: «Учитывая тот факт, что тут сидят отличники, которые могут рассказать многое, чего я и сам не знаю, давайте зачетки». Ставил оставшимся студентам «пять», говорил «спасибо» и уходил.

 

– Какими бы словами вы напутствовали университет?

– Приятно, что и я причастен к истории Казанского университета. Потому что 210 лет - это срок не только с юридической точки зрения, но уже и развития человечества. Хочу пожелать студентам – понимания цели, для чего вы здесь. Профессуре – новых открытий и удачи. А нашему Казанскому университету – новых достижений, идти в ногу со временем, не каменеть. И отпраздновать и 500-летие в числе европейских вузов.

 

 


Этапы карьеры

27 февраля 1967 г. - родился

1985 – 1987 годы - служба в рядах Советской Армии.
1988 – 1989 годы - Ответственный исполнитель отдела учащейся молодежи в Татарском обкоме ВЛКСМ.

1990 – 2003 годы – работал на руководящих должностях предприятий и организаций образовательной сферы РТ.

В 1998 году защитил диссертацию в «Кеннеди Вестерн Университете» (США), получив ученую степень доктора делового администрирования (финансы).

В 2003 году возглавил Казанский филиал ЗАО «Московская акционерная страховая компания».

В 2005 году избран председателем Совета директоров филиалов страховой компании ЗАО «Московская акционерная страховая компания».

В 2004, окончив аспирантуру Казанского государственного университета, получил степень кандидата юридических наук.

С июля 2007 года — по настоящее время — управляющий Отделением Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан.

В 2011 году - в Академии экономической безопасности МВД РФ защитил диссертацию «Противодействие криминальным угрозам реализации приоритетных национальных проектов и инновационному развитию РФ», получив ученую степень доктора экономических наук.

Источник информации: Пресс-центр, Галина Хасанова
Комментарии
Gumanitarii 20.02.14, 18:21
+4 
-1 
Зачем тратить деньги на фантик при паршивой конфете? Логично улучшить качество конфеты.
доцент КФУ 20.02.14, 16:41
+1 
-1 
Хотелось бы задать уважаемому Марселю Мукатдисовичу вопрос как руководителю Пенсионного фонда в РТ и услышать его ответ. Почему при столь бедственном положении пенсионеров Пенсионный фонд занимает дворцы в центре Казани и других городах республики? Не в этом ли секрет успеха?
Ответ: Пусть хотя бы фантик от конфеты будет красивым, раз сама конфета паршивая.