Зимняя школа «Академическое письмо для студентов-гуманитариев» прошла в Казани с 1 по 8 февраля. Ее организаторами стал Центр культурных исследований Института сравнительных исследований модернизации обществ (ИСИМО).
В основу школы легла концепция Школы молодого автора, нацеленная на обучение студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных академическому письму, в первую очередь — искусству написания научной статьи, и дополненная лекциями и мастер-классами практикующих исследователей и сотрудников Центра.
Чтобы попасть на школу, студенты отправляли организаторам научные эссе по теме своего исследования. Конкурс на участие в школе оказался высоким: из 145 присланных заявок приглашение на школу получили лишь 25 соискателей. Студенты и магистранты гуманитарных специальностей из Казани, Нижнекамска, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Самары, Улан-Удэ, Ельца, Орска и других городов приехали на мероприятие с надеждой на то, что школа поможет им получить и усовершенствовать навыки научного письма, что редко преподается на курсах университетских программ, а также расширить кругозор и познакомиться с ребятами из разных городов и разных специальностей.
Тренерами-преподавателями школы выступили к.и.н. С.Панарин (Институт востоковедения РАН, Москва) и к.и.н., доц. Н.Липатова (УлГУ, Ульяновск), которые вели основные занятия: поделились с участниками знаниями о структуре научного текста, научно-справочном аппарате, речевом оформлении научного текста, написании резюме и «summary».
Помимо основных тренеров ребята получили возможность пообщаться с главным редактором «Журнала социологии и социальной антропологии», профессором Санкт-Петербургского госуниверситета В.Козловским. Он провел мастер-класс «Советы от главного редактора: подготовка и продвижение статьи в академический журнал по социальным наукам». Главный редактор ведущего российского социологического журнала проиллюстрировал ребятам на примерах статей из журнала, а также их собственных работ какие ошибки допускают молодые авторы и чего нужно опасаться, когда пишешь научную статью.
Доцент Санкт-Петербургского госуниверситета А.Хохлова прочитала лекцию на тему: «Авторский стиль академического письма: перформативные эффекты», которая понравилась как социологам, антропологам, так и историкам, присутствовавшим на школе. Сотрудник Института истории Академии наук Татарстана Б.Рахимзянов рассказал об особенностях написания академического письма для историков.
Сотрудники ИСИМО также провели ряд мастер-классов: Д.Гараев презентовал этнографический метод, а директор Института И.Бузнецова поделилась предварительными результатами и особенностями проведения исследования «Миграция и повседневность: опыт исследования мигрантов из Средней Азии в Москве и Казани». Ни одна из представленных лекций не показалась участникам лишней или скучной. Напротив, ребята задавали вопросы, дискутировали, общались с преподавателями на различные научные темы.
Работа на школе проходила в форме теоретических занятий, которые подкреплялись практическими групповым заданиями, связанными с разбором и редакцией текста, исправлением в нем ошибок и формулированием собственных рекомендаций по его улучшению. Ребята столкнулись с ситуацией, когда индивидуальное видение текста необходимо было согласовать с решениями других участников группы, что не всегда удавалось сделать быстро, поэтому выполнение заданий нередко заканчивалось поздно вечером. Помимо выполнения упражнений, студенты ежедневно сдавали отчеты, в которых отражалась не только работа над текстом, но и общие впечатления, полученные в течение дня.
«Собрав оставшиеся силы в кулак, мы, стиснув зубы, взялись за выполнение задания высочайшего уровня сложности. Каждый из участников группы отредактировал текст самостоятельно, однако это не облегчило, а усложнило процесс обсуждения… В процессе выполнения задания команда очень устала и мечтала посмотреть открытие Олимпиады не только с чистой совестью, но и с чистой головой», — отрапортовала в последний день занятий одна из групп.
Каждый из участников школы имел возможность проконсультироваться с сотрудниками Центра по собственному научному тексту: вместе разбирали ошибки, исправляли недочеты, увидели сильные и слабые стороны эссе.
В целом, проведенная школа оправдала надежды молодых авторов. Никто не остался равнодушным к новым знаниям и новым знакомствам. Кто-то изменил свою точку зрения на написание научных текстов, кто-то узнал об особенностях письма для разных специальностей, посмотрел на свой текст по-другому, получил понятие о структуре и основных принципах построения текста.
Все участники получили сертификаты о прохождении школы, а лучшие работы удостоились дипломов и денежных призов.
В номинации «История и антропология» победителями стали:
Екатерина Елистратова из Волгограда - 1 место,
Виктория Кутдусова - 2 место (г. Пермь),
3 место досталось представителю Казани Вячеславу Дейграфу.
В номинации «Социология и политология»:
1 место заняла Екатерина Иващенко (г. Екатеринбург),
2 место досталось Василию Жаворонкову (г. Кемерово),
а диплома за 3 место удостоилась Юлия Попова (г. Улан-Удэ).