21 января 2014
The Economist: Расцвету инноваций в России мешают сами ученые

В России немало высокообразованных работников, среди них - физики и математики мирового класса. Однако те сферы, где такие сотрудники необходимы, вносят в российскую экономику лишь незначительный вклад, отмечается в статье издания The Economist, опубликованной порталом Business Insider. Такая ситуация сложилась еще в советские времена, и причина ее - расхождения между системой образования и «вложением человеческого капитала».

Показатели общей грамотности населения в России высокие, но мало кто способен применять знания в незнакомых ситуациях. Система профессионального образования еще с советских времен плохо приспособлена к передаче опыта, к тому же сегодня ее практически перестали финансировать. В учебных заведениях практика зачастую проходит не на предприятии. В результате выпускники техникумов остаются без работы, либо компаниям приходится их переучивать. Впоследствии лишь 12% рабочих в России продолжают свое профессиональное образование (в Швеции – 70%), а большинство работодателей не готовы это обучение оплачивать.

В сфере высшего образования еще со времен СССР сильной стороной остаются математика и физика. В более новых областях, например, в биологических дисциплинах, Россия пытается наверстать упущенное. При этом она сталкивается с существенной проблемой: работа научных институтов, таких как РАН, отделена от университетского образования. В результате возникают сложности с тем, как «преобразовать научное знание в коммерчески применимую инновацию». Между тем международный опыт показывает, что более эффективно объединять образовательный процесс и исследовательскую работу в одном учреждении. В таком случае преподаватели оказываются в богатой интеллектуальной среде, а способные студенты могут участвовать в инновационных разработках.

 

Для российских властей это не новость, поэтому они стремятся реформировать систему образования и вывести Россию «на путь роста, основанного на инновациях». В техникумах предлагается частично проводить обучение на предприятии. При определенных условиях компаниям могут возмещаться затраты на обучение сотрудников, а в 2012-2014 годах действует программа повышения квалификации инженерных кадров. Власти развивают образовательно-исследовательские институты, такие как «Сколтех», и продвигают понятие «предпринимательского университета».

Но пока что эти меры не дали заметных результатов, отмечается в статье. Препятствием для «преобразования человеческих возможностей в человеческий капитал» становятся низкие зарплаты, особенно там, где не требуется высокая квалификация. Текучесть кадров здесь настолько сильна, что работодатели не рискуют инвестировать в образование персонала.

Серьезной проблемой остается утечка мозгов, вызванная, среди прочего, невозможностью реализовать свои научно-технические амбиции в российских компаниях. Лишь 10%  производителей в России внедряют инновации, и, по данным The Economist, это самый низкий показатель среди развитых и развивающихся стран. На место уезжающих из страны россиян приходят менее квалифицированные мигранты. В итоге нанять в России высококвалифицированных сотрудников не так просто: рынок очень мал.

Кроме того, российские ученые по традиции считают, что коммерчески выгодные инновации - это не их дело. Несмотря на попытки ограничить автономию РАН, Академия наук с ее консервативными взглядами все еще играет главенствующую роль в научной жизни страны. В заключение The Economist приводит слова молодого российского ученого: «У нас нет культуры инноваций – нет опыта и традиций. Взгляды наших ученых все еще советские, для них бизнес – это что-то грязное. Дух предпринимательства практически не затронул нашу научную культуру».

Источник информации: Business Insider, фото smolensk-i.ru
Комментарии
fizik 22.01.14, 12:59
" Лишь 10% производителей в России внедряют инновации, и, по данным The Economist, это самый низкий показатель среди развитых и развивающихся стран." Отсюда, с огромной вероятностью лишь следует, что Россия является страной исчезающей. Россия - колониальная страна, с архаичным авторитарным способом управления, проводящим политику московского империализма. О каком, и с какой стати, инновационоМ развитии может идти речь? Труба, по которой текут углеводороды, и чекисты с калашами, надзирающие за электоратом, чье инновационное развитие должно быть доведено до умения в нужный момент вертеть кран, покрашенный в нужный цвет.
непонимающий учёный КФУ 21.01.14, 18:05
Надо уволить и отправить на пенсию всех советских и российских учёных и набрать успешных учёных из цивилизованных стран. Тогда в России расцветут инновации, и мы будем жить все в раю.
хим 21.01.14, 16:41
Как можно из заголовка "Russia"s Persistent Weaknesses Of Human Capital" получить "Расцвету инноваций в России мешают сами ученые"? Даже в тексте статьи приводится причины совсем не зависящие от ученых. Впрочем основное выделено: "Препятствием для «преобразования человеческих возможностей в человеческий капитал» становятся низкие зарплаты, особенно там, где не требуется высокая квалификация. Текучесть кадров здесь настолько сильна, что работодатели не рискуют инвестировать в образование персонала." - Хотя бы это отметили.
Gumanitarii 21.01.14, 15:46
В России на данный момент,видимо,отсутствует некое промежуточное звено, которое может вывести научные исследования на уровень применимых в практической деятельности инноваций.
доцент КФУ 21.01.14, 15:30
Во всех странах ученые занимаются исследованиями, а не коммерцией (или коммерциализацией).
Еще один биолог 21.01.14, 14:42
"Взгляды наших ученых все еще советские, для них бизнес – это что-то грязное." Вы говорите, как будто это плохо
доцент КФУ 21.01.14, 14:37
При таком финансировании хорошо, что вообще в России есть хоть какие ученые. Им приходится значительное время заботиться о выживании, а не думать о повышении квалификации или достижении прогресса в своей области науки.
биолог 21.01.14, 13:10
ученые всем мешают