30 декабря 2013
"Казань деревянная"

20 декабря состоялось очередное заседание литературно-художественного салона «Ренессанс», созданного  при кафедре изобразительного искусства и дизайна Высшей школы искусств им. С. Сайдашева Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ (руководитель проекта доцент Р.Ф. Салахов).

«Казань деревянная» - так назвали встречу ее устроители. Тема сложная, предполагающая множество интерпретаций  культурологического, архитектурного, исторического, краеведческого, музееведческого и т.д. плана. И в то же время, простая и понятная каждому казанцу, коренному или вновь прибывшему. Деревянные дома, розетки ворот, узоры наличников – все это в век массового высотного строительства стало тем культурным кодом, который нужно передать, восстановить или хотя бы запечатлеть.

Гостями салона стали археолог  член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук  профессор Фаяз Хузин, доктор философских наук профессор Владимир Курашов, художник Равиль Загидуллин, старший научный сотрудник ГМИИ РТ Людмила Шкляева. Вели салон доцент Михаил Яо и студентка Алина Асхадуллина.

Мероприятие открыло вступление ведущего Михаила Яо,  погрузившего слушателей в атмосферу 60-х гг. прошлого века, когда деревянная архитектура Казани была живой, обитаемой,  составлявшей  своеобразие и прелесть города. Улицы и переулки, дома с мезонинами, дворы с кружевными беседками и верандами были такими, какими их видел Лобачевский, Маяковский, Бурлюк, Родченко, Бауман, Губайдуллина, Аксенов  и т.д. Любая прогулка по центру города представляла собой погружение в историю города, его жителей, в историю страны… Многое или даже почти все кануло в лету. Но художники и, что самое замечательное, совсем молодые художники в своих произведениях удивительно точно передают атмосферу старой Казани. Казань начала прошлого века  предстает не декорацией, а живым городом, местом обитания многих людей. Тем самым в очередной раз зрителям была явлена магия искусства, когда творческое наитие, вдохновение помогает художнику проникнуть в суть вещей, непосредственно к ним не обращаясь.

Тему продолжил Фаяз Хузин. Деревянное  зодчество Биляр является объектом его научного интереса в течение многих лет. История не очень охотно отдает свои тайны, требуется много времени, иногда десятилетия, чтобы восстановить историческое городище,  усадьбу, крепость. Очень увлекательно и красочно  академик рассказал о работе археолога, о том волнении специалистов, когда удается восстановить улицу и мостовую, по которой могла прогуливаться царица Сююмбека, понять уклад жизни казанской семьи XV-XVIвв. Как-то сама собой у слушателей возникла параллель, как много работали билярские зодчие, сооружая из дерева крепостные стены протяженностью более 40 километров, стремясь защитить свои города от врагов. Также огромна работа казанских археологов, которые пытаются восстановить картину прошлого в городе, где ранние культурные слои залегают на глубине 10-12 метров.

И все же прошлое мы постигаем не только  посредством научных работ, но и с помощью искусства. Зал, где проходило заседание салона, был украшен картинами художника члена Союза художников РФ  Равиля Загидуллина. Древние булгарские города, селения, сцены из повседневной жизни создаются художником достоверно и без малейшего пафоса, ведь чувства, которые испытывают люди при встрече с близкими, горечь разлуки или боль утраты остаются неизменными во все времена. И если наука позволяет нам узнать людей прошлого, то искусство способно на большее – мы понимаем их мир и, следовательно, более глубоко понимаем  свой. Это блестяще доказал концертный номер – народная песня «Сэгэт чылбыры»в удивительном исполнении студентки первого курса Сирины Нуримановой. Кроме удовольствия от прекрасного исполнения слушатели получили доказательство нетленности нематериального культурного наследия, так же пели песню женщины двести, триста и больше лет назад, так же слушали их люди, понимая, что эта песня переживет всех и будет звучать для новых поколений.

О необходимости сохранения народных способов строительства и украшения жилища говорила старший научный сотрудник Людмила Шкляева. Несмотря на близость культур народов, проживающих рядом, самобытные мотивы в деревянном зодчестве существуют и, к счастью, самовоспроизводятся. Музейные работники республики изучают и транслируют их, это то, что ни в коем случае не должно исчезнуть и не исчезнет, пока есть люди, созидающие своими руками красоту.

Доминантой салона стало выступление философа Владимира Курашова. Он известен не только в Казани, но и в России  своими художественными альбомами, на которых в виде фотографий, картин казанских художников и своих акварелей запечатлена деревянная Казань. Горячо и убедительно Владимир Игнатьевич рассказал слушателям,  какую культурную и историческую ценность представляла собой деревянная архитектура Казани. Ошибочен путь ее сохранения, под которым понимается сохранение особо примечательных домов, только реконструкция среды в виде городских исторических кварталов способна  вызвать целостное впечатление.

Беседа получилась острой, выходящей за рамки собственно темы. Слушателям хотелось узнать, что думает философ и о программе ветхого жилья, которая не лучшим образом сказалась на сохранности исторической застройки, и каковы перспективы жизни мегаполисов, и есть ли будущее у российской деревни. Как всегда, когда тема обсуждения выбрана правильно, она переключилась на обсуждение нашего сегодня и нашего завтра.

Примером сохранения исторического наследия в виде актуального способа существования явилась коллекция костюмов студии «TATARSTYLE» (руководитель лауреат международных и всероссийских конкурсов  доцент Рада Салахова) «Монлы Казан». Органично, творчески, ярко традиции народного костюма были реализованы в модели одежды для сценического действа. «Введение  новаций, сохраняющих традиции» - вот смысл данной коллекции, представляющих  национальную культуру татар XXI века.

Третье заседание салона по традиции завершилась вручением дипломов новым членам, от встречи к встрече их круг растет, удивляя участников салона, как богат наш город яркими творческим людьми, хранящими его историю и болеющими за его будущее.

 Светлана Бородина