23 декабря 2013
Известный российский кинематографист провел мастер-класс для студентов КФУ

В Набережночелнинском институте КФУ состоялся двухдневный семинар на тему "Свет и его изображение", который провел член Союза кинематографистов России Александр Носовский. 

День первый.

Практический курс проводился для операторов, фотографов, режиссеров, продюсеров и тех, кто интересуется миром кино и фотографии.

Мы живем в пространстве света. Люди не только зрители, но и участники необыкновенного, непрерывного светового спектакля. Для фотографа и оператора композиция и свет являются ключевыми в работе.

«Мне приходилось снимать многое, начиная от детских садиков, заканчивая свадьбами. Как только я окончил Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова в 1990 году, я уже имел огромный багаж опыта в съемках. Чтобы стать талантливым оператором или режиссером, нужно на первоначальных этапах много снимать. Все время снимать», – рассказал Александр Носовский.
Плохого освещения не бывает, но всегда существует проблема, как правильно расставить свет. Источник освещения слева – это принцип европейской живописи. Если нужно выделить нежный, женский образ, то стоит героиню поставить лицом к свету, с мужчинами же в точности наоборот. Для тех, кто истинно заинтересовался искусством света, ведущий семинара посоветовал прочесть трактаты Леонардо да Винчи.

На протяжении всего семинара царила дружественная атмосфера. Участники постоянно задавали вопросы гостю, на что он давал грамотные, аргументированные ответы. Также Александр Носовский поделился интересными моментами из жизни кинематографии, показал любимые фотографии и объяснил, почему авторы использовали то или иное освещение.

Для любого режиссера интересен не столько результат, сколько сам процесс съемки, и в коллективе не должно быть конфликтов!

День второй.

В работе фотографа и оператора одним из ключевых моментов является выставление правильной экспозиции при съемке объекта. Это связано с тем, что для получения требуемого изображения этот объект должен получить определенное количество света. Именно об этих законах и приемах экспонометрии рассказал во второй день мастер-класса Александр Носовский.

В качестве тренажа московский гость порекомендовал фотографировать неодушевленные предметы с разных ракурсов и с различным использованием света. Именно такие тренировки, по словам Александра Носовского, помогают лучше понимать идею натюрмортов и правильное выстраивание света. «Натюрморт – очень хитрая штука, которая имеет свои законы. Берите все, что попадется в руки, и снимайте!» – поделился своим секретом ведущий мастер-класса.

Гость рассказал и об этапах подготовки к съемкам фильма на примере проекта «Партия в бридж», в котором он участвовал сам. В своем выступлении он затронул тему правильных декораций, костюмов. Также поведал об интересных приемах, которые используются при съемке в движении. Слушателям было представлено большое количество личных работ Александра Носовского. После их просмотра зал аплодировал профессионалу своего дела.

Не обошелся семинар и без вопроса о пленочных камерах. «Чтобы поистине освоить и почувствовать эту профессию, необходимо поснимать на пленку. Я снимал все на пленки. Это бесценный опыт», – признался Александр Носовский.

Основной частью мастер-класса стала практика. Участники пытались сами выстраивать свет. Сначала фотографировали натюрморты, а затем – специально приглашенную модель. Такое задание пришлось всем по душе, и каждый сделал большое количество удачных работ.

В завершении встречи Александр Носовский наградил дипломами всех участников и пожелал каждому «найти свой свет».

Справка

Александр Николаевич Носовский родился 17 ноября 1961 года. Окончил кинооператорский факультет ВГИК им.Герасимова в 1990 году, мастерская В.Нахабцева, Т.Лобовой. С 1993 года является членом Союза Кинематографистов России. Александр Носовский снимал такие известные фильмы, как «Железнодорожный романс», «Мушкетеры - 20 лет спустя», «Атлантида» и т.д.

Источник информации: Пресс-центр Набережночелнинского института КФУ, Диана Асташова