17 декабря 2013
Насилие на телевизионном экране как фактор рынка и основа миромоделирования для отечественного зрителя

Так называется эмпирическое социологическое исследование, которое под руководством профессора С.К. Шайхитдиновой выполнили четверокурсники отделения журналистики  (специализации «периодическая печать», «татарская журналистика», «международная журналистика», «телевидение») в рамках дисциплины «Социология журналистики». Результаты были представлены на одном из круглых столов, которые проводились в минувшую среду по случаю 30-летия кафедры социологии. В обсуждении темы приняли участие зарубежные и российские профессора, а также гости института массовых коммуникаций и социальных наук – старшеклассники казанского ТИН-клуба, которые имеют свою телевизионную программу. Тема вызвала оживленный интерес, как у теоретиков, так и у практикующих журналистов.

Согласно  гипотезе исследования, основным продуктом, который под видом удовлетворения потребности массовой аудитории, продвигается потребителю, являются передачи и  программы, представляющие собой сцены насилия или ситуации, в которых эта тема проблематизируется. Целью исследования стала проверка гипотезы. Участники мониторинга фиксировали сцены прямого насилия, разговоры на тему насилия, случаи языковой агрессии как способ проблематизации темы насилия. Выборка исследования представлена телевизионными форматами каналов – Первый канал, НТВ, ТНТ, Россия-1 (кроме рекламы), которые были отсмотрены в ходе мониторинга с 21 октября (понедельник)  по 27 октября (воскресенье) 2013 года.

Выступавшие рассмотрели ток-шоу, сериалы, мультфильмы, новости. Внимание было акцентировано на таких известных передачах, как «Дом-2», «Остров», «Сегодня вечером»,  «Говорим и показываем», на  постоянно транслируемых ситкомах и др. Как наглядный пример телевизионной передачи, изобилующей сценами прямого и косвенного насилия,  были приведены  выпуски программы «Пусть говорят». Исследователи подчеркнули, что начало этого ток-шоу - 19:50 – прайм-тайм,  когда большая часть населения собирается перед экранами телевизора, обеспечивая тем самым высокий рейтинг передаче. Из 11 зафиксированных в течение недели мультфильмов, в основном американского производства,  только два оказались без сцен насилия.

Выступление сопровождалось презентацией и демонстрацией сюжетов, что вызвало оживленный отклик аудитории. Как заметил профессор Александр Салагаев, сам он кроме новостей ничего на телевидении уже не смотрит и продемонстрированные сюжеты, конечно, впечатляют насыщенностью агрессией. Он указал на возможное продолжение исследования в терминах существующего в обществе доминирования-подчинения, рассмотрения насилия как одного из проявлений власти над человеком. Профессор из Москвы Ирина Тартаковская поделилась сомнением, можно ли выносить тему насилия как таковую – ведь получается, будто именно телевидение формирует агрессивных людей, мол, убери сцены насилия с экрана, и все станут добрыми.

Тема была продолжена размышлениями о роли медиасреды в миромоделировании. Татьяна Митрошина, руководитель ТИН-клуба, отметила, что советское телевидение относилось к эмоциям зрителя бережнее. Говорилось о том, что, конечно, отображения насилия на телевидении не избежать, если оно происходит в реальной жизни, но важно, чтобы оно не смаковалось, не являлось средством для привлечения аудитории.  Своим видением роли подобных сюжетов поделились присутствовавшие на Workshope школьники, студенты, журналисты.       

Вывод студентов (Р. Апоян, И. Гафиатуллина, Л.Закиров, М.Марзан, И.Скрябин) представивших результаты большой коллективной работы, не вызвал возражений:  из-за широкого распространения на медиарынке сцен прямого насилия и косвенных указаний на них,  активное транслирование всего этого с помощью телевидения, бесспорно оказывает неблаготворное влияние на  аудиторию.

Источник информации: Кафедра журналистики. Фото: Руслана Давлетшина