Сегодня, 16 декабря, Казанский университет посетил дважды лауреат премии «Эмми» Пол Зальцман. Известный режиссер презентовал студентам КФУ документальный фильм «Последний белый рыцарь» («The Last White Knight»), посвященный проблеме расизма. Визит в Казань cостоялся при содействии Посольства Канады в РФ.
Будучи молодым парнем, Пол Зальцман услышал о жестоком убийстве членами Ку-клукс-клана участников движения гражданских прав Джеймса Чейни, Эндрю Гудмэна и Майкла Швернера, которые боролись за право участия в голосовании чернокожих граждан в штате Миссисипи (США). Пол не захотел оставаться равнодушным, он поехал в Миссисипи, чтобы присоединиться к защитникам афроамериканцев. Однако Зальцман сам оказался жертвой нацистов. В маленьком городке Гринвуд на него, белого защитника гражданских прав и члена Студенческого координационного комитета по не применению насилия, напали четыре парня, одним из которых был Дилей де ла Беквит, белый расист, сегрегационист и пожизненный член Ку-клукс-клана. Он ударил Пола в висок, но тот смог подняться и убежать.
Сорок три года спустя после этого случая Зальцман решает разыскать Дилея: у него рождается идея снять документальный фильм, рассказывающий о неспокойных шестидесятых в Миссисипи. К удивлению Пола, расист соглашается на встречу с ним, а впоследствии и на участие в фильме. В течение пяти лет, начиная с 2007 года, Пол и Дилей беседовали перед камерой и все эти годы режиссер задавался мучительным вопросом: возможно ли примирение? Беседы Пола с Дилеем создают главную линию фильма, в котором повествование сочетается с графическими иллюстрациями.
Дилей де ла Беквит – белый расист, пожизненный член Ку-клукс-клана, сын Дилея де ла Беквита I, основателя Совета белых граждан, обвиняемого в убийстве Медгара Эверса, главы Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения в Миссисипи («NAACCP») предстает перед камерой уже потрепанным жизнью, одиноким, утихомирившимся человеком. Он рассказывает о своем детстве. Его любимой игрушкой было ружье, отец научил стрелять мальчишку еще в четыре года. Мама также питала страсть к холодному оружию, а еще – к алкоголю. Нередко нетрезвая женщина стреляла в собственного сына, и тому только чудом удавалось увернуться т уцелеть. Сегодня у Дилея самого есть дети. Но они не разделяют его жизненных позиций и, кажется, вовсе избегают общения с ним.
При первой встрече Пол Зальцман задает вопрос Дилею, почему тот ударил режиссера в 1963-м.
Беквит: «Я хотел, чтобы ты понял, что ты тут лишний».
Зальцман: «Именно я?»
Беквит: Нет, не именно ты. Ты и те, кто за тобой, боровшиеся за права чернокожих».
Несмотря на жестокие взгляды, Дилей де ла Беквит считает себя христианином и верит в Бога. Ку-клукс-клан он называет прекрасной христианской организацией.
Зальцман: «Бог – это любовь. Ты согласен с этим?
Беквит: «Да, сэр».
Зальцман: «И ты думаешь, что Бог делит людей по цвету кожи? Зачем ему это нужно?»
Беквит: «Кто-то должен править, направлять».
Отец Дилея обвинен в убийстве легендарного борца за права чернокожих американцев Медгара Эверса, умер в тюрьме в 2001 году. Он работал в полиции и расследовал дела, связанные с расизмом. В полночь ничего не подозревавший 38-летний афроамериканец возвращался с работы домой. Смертельный выстрел ударил ему в спину, когда Эверс выходил из своей машины у дома. Вина Дилея де ла Беквита I была доказана только через 20 лет. В 1960-е многие представители органов правопорядка являлись членами Ку-клукс-клана.
Зальцман: «Что ты подумал, когда узнал о смерти Медгара Эверса?»
Беквит: «Если честно, я рассмеялся и подумал, что сейчас-то ситуация изменится к лучшему».
Зальцман: «Твой отец выстрелил в Эверса?»
Беквит: «Я могу тебе сказать, что убийца, возможно, еще жив».
Зальцман: «Его убил ты?»
Беквит: «Нет».
Зальцман: «Клянешься Богом?»
Беквит: «Да».
Зальцман: «Оружие, из которого стреляли, было ваше?»
Беквит: «Да, это фамильное ружье. Я знаю, что Эверса убили члены Ку-клукс-клана. Сверху было поручение убрать его. Но здесь был замешан не только мой отец. Я допускаю, что отец выстрелил в жертву, он мог это сделать, да. Но до конца поверить в это не могу. Он мог прикрывать кого-то...»
Зальцман: «Что ты сейчас думаешь о деятельности Медгара Эверса?»
Беквит: «Я думаю, он был прав».
Зальцман: «Правда? Твой отец не перевернется в гробу от этих слов?»
Беквит: «Думаю, нет. Но если бы он был жив, вероятно, между нами состоялся бы серьезный разговор (смеется). Я не разделяю позицию Эверса, но я уважаю то, что он не побоялся идти против течения, он служил в армии. Он боролся за права своего народа».
В фильме «Последний белый рыцарь» задействован не только Беквит, но и знаменитый актер Морган Фримен, который родился в Миссисипи и до сих пор там живет, а также Гарри Белафонте, Джимми Трэвис, другие люди, чудом избежавшие линчевания…
Морган Фримен, актер: «Дело не в расе, дело в сознании человека. Если вообще не думать о расе, забыть о ней, все будет в порядке. Мы все одинаковы. У нас одна генетическая структура».
Ским Кун, музыкант: «Я афроамериканец. Помню, в детстве я любил играть в футбол. И однажды, в одной важной игре, единственный из команды забил гол. И меня никто не поддержал. Многие кричали: «Нигер!» После этого я не играл в футбол…»
Конец фильма неоднозначен: есть вопросы, но нет ответов. Каждый из героев остается при своем мнении. А у зрителей остается право самим расставить все по местам.
После просмотра зрители смогли обсудить, что двигало режиссером, какие идеи и цели ставил перед собой. А также те острые моменты, которые были подняты автором.
Так, они отметили, что герой Дилей часто противоречил сам себе, критически отзываясь о чернокожих и евреях, в другой день съемки, в зависимости от настроения, его позиция была нейтральной, на следующей день - вновь видим активного расиста. Пол объяснил его действия закомплексованностью героя. «Он играл на камеру. Я думаю, что этим хотел показать, что не потерял бойкости и до сих пор остается крутым".
Многие интересовались историей его работы с Биттлз и книгой «Биттлз в Ришикеше». Он также рассказал, за кого будет болеть во время хоккейной встречи России и Канады.
Пол Зальцман (Paul Saltzman) – писатель, фотограф, кинематографист, хоккеист, дважды лауреат премии «Эмми», живущий в Торонто. Он теле- и кинопродюсер и режиссер, осуществивший более 300 постановок в кино и на телевидении. Его режиссерским дебютом был полнометражный документальный фильм «Выпускной бал в Миссисипи» (Prom Night in Mississippi) с участием Моргана Фримана. Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля «Сандэнс» в 2009 г. Его следующий документальный фильм, «Последний белый рыцарь» (The Last White Knight), в котором приняли участие Дилей де ла Буквит-младший, Гарри Белафонте и Морган Фриман, был показан на кинофестивале Торонто в 2012 году.