06 декабря 2013
Библиографы рассказали о купцах Александровых, о старопечатных  книгах и археографе Альберте Фатхи

Вчера, 5 декабря, в Казанском университете состоялась итоговая научная конференция, посвященная памяти Н.И.Лобачевского.


Мероприятие представляет собой ежегодную традицию сотрудников нашей библиотеки презентовать свои самые интересные исследовательские работы.

Сегодня были представлены три доклада: о роли Казанского университете в жизни купцов Александровых, о старопечатных книгах Казанской духовной академии в фонде нашей Научной библиотеки и об Альберте Фатхи – талантливом археографе нашего университета.



Первой выступила главный библиограф научно-библиографического отдела Светлана Ежова. Она рассказала о купеческой династии Александровых. Владельцы заводов, газет, пароходов – именно так характеризуют известных братьев династии Ивана и Петра, которые вели активную предпринимательскую деятельность в Казани до прихода к власти большевиков. Их жизнь и работа неотрывно связаны с Казанским университетом. Но обо всем по порядку.

Дед Ивана и Петра – Василий Васильевич Александров был известным в северо-восточном крае кожевенным заводчиком, он имел и винокуренные заводы, с продукцией которых проник на рынок Казанской губернии. Его сын Иван Васильевич активно продолжил дело отца. Иван и Петр вступили в права наследования в 1883 году, именно тогда они основали Торговый дом «Наследники коммерции советника И.В.Александрова» с уставным капиталом в 700 тысяч рублей. Интересно, что оба брата учились в Казанском университете.

Иван Александров окончил физико-математическое отделение естественнонаучного факультета, Петр Александров был посторонним слушателем (посторонние слушатели - лица, имеющие определенное общественное положение или занятие - прим. авт.). «Студенты-друзья прочно вошли в жизнь братьев», ‑ рассказала Светлана Ежова. Товарищ братьев по университету Богданов женился на их сестре. Еще одна сестра Ивана и Петра вышла замуж за однофамильца, профессора Казанского университета Александрова.

У братьев-купцов в Казани действовало множество предприятий: это и завод искусственных минеральных вод и шипучих квасов, солодовенный и несколько пивоваренных заводов. Иван Александров по праву считается основателем пивоварения в Казани, в 2002 году ему установлен памятник, открытие которого состоялось во время посещения Минтимера Шаймиева новой солодовни и тарного цеха ОАО «Красный Восток». Также братьям принадлежали казанский спиртоочистительный завод и винокуренное предприятие.

Более активно купеческую деятельность вел Иван Александров, Петр Александров был известен тем, что открыл множество школ на территории Волжской губернии, в том числе и в Казани. «Они создали настоящую производственную империю», ‑ с воодушевлением рассказала Светлана Ежова. Общественно-политическая жизнь братьев была не менее насыщенной, до вступления в наследство оба они были гласными Казанской городской думы, но занятие коммерцией не давало права на ведение политической деятельности, поэтому Александровым пришлось сделать выбор. Петр Александров симпатизировал Конституционно-демократической партии (кадеты), впоследствии он стал председателем Казанской группы партии.

Судьба Александровых и выдающаяся, и трагичная. Первая мировая война потрясла мирные отрасли промышленности. Так как хмель закупался в Германии, деятельность пивоваренных заводов встала. Революция окончательно прекратила существование дома Александровых. Петр в 1918 году эмигрировал из страны, а Иван в этом же году умер от тифа…


Следующий доклад представил главный библиограф научно-библиографического отдела Алексей Трегубов. Он исследовал старопечатные книги Казанской духовной академии, большая часть которых в данный момент находится в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского КФУ.



Для справки. Казанская духовная академия – главное духовное учебное заведение в Казани, существовавшее с 1797 по 1921 годы. С 1846 по 1918 годы из стен академии вышли 44 доктора богословия и 234 магистра богословия.



Ученик преподавателя Казанской духовной академии Виктора Несмелова Дмитрий Скрынченко вспоминал: «Казанская духовная академия произвела на меня впечатление. Войдешь в библиотеку, и священный трепет снисходит тебе».

«Сегодня духовной жизни уделяется огромное внимание, ‑ начал свое выступление Трегубов, ‑ а изучение духовного образования считается перспективным». Обозначив, таким образом, основной мотив выбора темы своего исследования, выступающий начал представлять аудитории анализ старинных духовных книг. Анализ показал, что среди них множество дарений. Все дарители высокопоставленные духовные и светские лица того времени: митрополиты, архиепископы, князья и графы. Большинство изданий по протестантизму, католичеству, догматике написано на славянском, греческом и латинском языках, имеют геральдику. Есть среди них книги из библиотек братьев Заводских (богатая дворянская семья Речи Посполитой), князя Енгалычева, графа Сухтелена.

В 1854 году часть книг в академию поступила из Императорской публичной библиотеки. В 1917 году фонды Казанской духовной академии составляли около 50 тысяч единиц хранения. Алексей Трегубов отметил, что многие из изданий до сих пор не изучены. «Только в своей совокупности это собрание представляет ценность», ‑ сказал Трегубов в заключение своего выступления.


Последний доклад был посвящен археографу Альберту Фатхи. Библиотекарь 1 категории отдела рукописей и редких книг Альфрид Бустанов рассказал о значении оставленного Фатхи Казанскому университету архива. После окончания Казанского университета Альберт Фатхи работал в отделе рукописей и редких книг, активно занимался полевой археографией, ездил по татарским деревням и изучал сохранившуюся у деревенских жителей татарскую литературу, посвятил свою жизнь татарской истории и книжности.

«Он знал весь фонд тюрко-татарской и арабской рукописи восточного сектора», ‑ рассказал Альфрид Бустанов.

Фатхи сравнивал татарскую культуру с пирамидой, верхняя часть которой снесена репрессиями, а нижняя осталась нетронутой. Действительно, во времена репрессий происходило массовое уничтожение рукописей, в том числе и написанных на татарском языке. Результаты работы Фатхи максимально отражают структурированное собрание восточных рукописей Казанского университета. «Его работы могут служить проводником для исследователей восточного сектора библиотеки», ‑ рекомендовал Бустанов.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр