03 декабря 2013
Те, кто изменит мир

Вы на минуту забежали в магазин, а машину увёз эвакуатор, потому что вы не видели, что «Остановка запрещена»? Вы оплатили штраф за превышение скорости, а во всём виновато то пышное дерево, загородившее знак? Или вы медленно плетётесь за длинной фурой только потому, что не обратили внимания, разрешён ли обгон на этом участке дороги?

В наш безумный век, когда только ленивый не пытается сесть за руль личного авто, проблемы пробок, парковок и дорожных знаков принимают порой устрашающие масштабы. А спрос рождает предложение – и вот дружную семью бизнес-инкубатора Казанского ИТ-парка пополнил новый резидент.

Про режим дополненной реальности, «слабоумие и упорство», про  гениев, за которыми стоят дяденьки в пиджаках с чемоданами денег, мы поговорили с Маратом Башлыков, одним из основателей стартапа RoadAR.

-Как я понимаю, приложение RoadAR – это некое подобие социальной сети для автомобилистов…

‑ Можно и так сказать, но только в далёкой-далёкой перспективе. На сегодняшний день это просто приложение для смартфона, которое распознаёт знаки, предупреждает о зоне их действия, о нарушениях. Мы хотим, чтобы водители избегали штрафов по невнимательности и не создавали аварийных ситуаций на дороге.

Следующий этап разработки – это навигация в режиме дополненной реальности. То есть на экране будет отображаться видео – то, что видит в данный момент водитель, а на него накладываться маршрут в режиме дополненной реальности.

Навигаторы, которые сейчас есть, показывают маршрут схематично, и приходится сопоставлять то, что видишь на экране, с тем, что происходит перед глазами. В случае использования режима дополненной реальности, сразу станет видно, какой нужен поворот и куда следует ехать, здесь уже не ошибёшься.

Но на рынке ведь уже есть приложения с похожей функциональностью. Или нет?

‑ На данный момент нет. Карт как таковых полным-полно. Есть хорошие навигаторы, есть очень навороченные навигаторы, где куча ненужной водителю информации, есть простенькие минималистичные навигаторы, допустим, Яндекс-навигатор. А вот, к примеру, Навител перегружен информацией.

Технологии с использованием дополненной реальности на российском рынке не представлены. Есть наработки в Азии, в Германии Mercedes собирается свои автомобили оснастить подобной системой. Мы же хотим, чтобы эти возможности были доступны каждому пользователю.

‑ Маршрут будет определяться с учётом пробок?

‑ Да. И это тоже интересный момент. Все знают Яндекс-пробки. Недели две назад мы общались с представителями компании Яндекс на предмет того, что это популярное приложение не всегда отображает актуальную информацию. Ведь когда образуется пробка, всегда находятся те, кто обгоняет её по встречке, по трамвайным путям. И у всех – как у стоящих, так и у находящихся в движении, – включен Яндекс. И получается, нельзя точно определить, кто стоит, а кто едет, – и это создаёт ошибку.

Мы же, анализируя видео, понимаем, едет ли человек по встречке или же по той дороге, где он должен ехать. Мы получаем информации в два раза больше, и она более правдива.

Вся наша разработка основана на анализе видео. То, что видит водитель, «видит» и система, она распознаёт видео и «понимает», что происходит на дороге. Это гораздо правильнее и информативнее. Соответственно, данные, которые мы передаём нашим пользователям, более релевантные.

Идея приложения пришла в результате детального анализа рынка или как озарение?

‑ Всё проще. Она стала решением наших личных проблем. Мы с моим партнёром, с которым организовали проект, много путешествуем на машинах. Началось всё со знака «Обгон запрещён», когда на трассе упираешься в фуру и думаешь, можно здесь её обогнать или нет. Мы подумали, а почему навигатор не предупреждает, разрешён здесь обгон или нет? А давай сделаем это сами! Сейчас наше приложение уже умеет распознавать знаки ограничения скорости, знаки парковки, знаки приоритета, предупреждать водителя, в зоне какого знака он находится и нарушает ли он правила.

‑ Получается, ваше приложение рассчитано на очень широкий круг пользователей!

‑ Абсолютно на всех. Наша целевая аудитория – это водители-владельцы смартфонов. Каждый сможет зайти и скачать наше приложение. Конечно, пока есть небольшое ограничение по мощности… Но решение этой проблемы – вопрос времени.

Обязательно ли быть ИТшником, чтобы придумать ИТ-решение?

‑ Я вообще не ИТшник. Я социолог. Правда, в своё время окунулся в ИТ-бизнес, но я далёк от разработки. Мой партнёр – он из КАИ, он ИTшник. Хотя в этой сфере лет пять уже как замечен не был (смеётся). Мы занимались небольшим бизнесом, а потом решили, что нужно перейти сюда.

И ваша команда сейчас в составе двух человек?

‑ Нет, у нас по меркам бизнес-инкубатора достаточно большая команда, шесть человек. Два основателя, три программиста и один дизайнер.

А кто является у вас менеджерским звеном?

‑ Я и мой напарник. Мы придумали идею, проект, придумали, как на нём зарабатывать. Мы его развиваем с точки зрения бизнеса. Ведь это Бизнес-инкубатор, и цель – не просто что-то написать, а заработать. Очень много крутых программистов, вундеркиндов, которые умеют создавать офигенные штуки, но не знают, как сделать на них бизнес. Этому здесь и пытаются научить, помочь ребятам.

Ваше приложение можно уже свободно скачать?

‑ Нет, мы собираемся выложить его в на Google-play, распространять бесплатно. А зарабатывать будем немножко на другом.

‑ Говоря об идеях, нельзя не затронуть тему авторского права. Как думаешь, на каком уровне сейчас в России защита интеллектуальной собственности?

‑ Достаточно щекотливый вопрос. С одной стороны – да, надо защищать, подавать заявку на патент. Samsung и Apple имеют огромное количество патентов и постоянно между собой воюют. И использование этих патентов – огромная часть их прибыли. В российских же реалиях патент – это просто немного времени, чтобы оторваться от конкурентов, ведь у нас любой патент можно обойти.  Недавно проходило мероприятие – Russian Internet Week в Москве, – это огромное количество стартапов, разработчиков… К одному из них подошли китайцы и предложили отдать им добровольно свой код – чтобы они не мучились и не тратили время на взлом. Вот так – у нас есть Китай, где делают всё. Качественно, некачественно, но всё!

‑ Сейчас многих молодых инициативных людей интересует, как же попасть в бизнес-инкубатор. Вот вы зашли на сайт, заполнили формы, отправили заявку… Что дальше?

‑ Назначается день отбора. Из нескольких сотен тех, кто заполнил анкету, выбирают где-то сорок, и их презентует жюри.  А там уже отбирается десять-пятнадцать проектов, которые становятся резидентами бизнес-инкубатора.

Какими же качествами нужно обладать участникам проекта и их идее, чтобы пройти этот отбор?

‑ Самое главное, что это должна быть бизнес-идея. Так или иначе связанная с ИТ. А что касается участников проекта… Как сказал, если не ошибаюсь, директор Питерского стартапа, «должно быть слабоумие и упорство» (смеётся.) Потому что стартап – это постоянные ошибки, косяки, пробы. Главное ‑ не сдаваться. И очень важно общаться с разными людьми. Это ведь всё наши потенциальные клиенты!

‑ Несомненно, бизнес-инкубатор предоставляет хорошие условия для реализации идей.

‑ Первое, что даёт бизнес-инкубатор, это рабочие места по очень льготным ценам. Второе, он даёт всю инфраструктуру – компьютер, интернет, телефон… За каждым проектом закрепляется менеджер, который помогает, подсказывает, делится контактами. Плюс бухгалтерия и юридическая поддержка.

‑ А появляются ли от этого конкурентные преимущества перед молодыми начинающими вне стен ИТ-парка?

(задумчиво) Смотря какие проекты… Ведь есть простые, которым для реализации почти не требуется затрат. Мой первый проект представлял собой два интернет сайта, и мне тогда казалось, что не нужны никакие менторы, бизнес-ангелы и прочее. Мы работали, продавали информацию, зарабатывали вполне неплохие для студентов деньги. Но если бы у меня тогда были те знания и опыт, которые есть сейчас, всё работало бы по-другому, гораздо круче.

В бизнес-инкубаторе такая дружественная, дружелюбная атмосфера. Резиденты разделены только небольшими шкафчиками. Всегда было интересно, а есть ли конкуренция между различными стартапами?

Нет. На моей памяти не было повторяющихся проектов, которые работали бы в одной и той же сфере и над одной и той же разработкой. Соперничать нам не в чем, другое дело – помогать друг другу. Подойти, дать совет. У нас постоянно проводятся разные мероприятия, посиделки. Это networking, когда можно просто пообщаться, подумать вместе. Это здорово.

‑ Говоря о конкуренции, нельзя не сказать о конкуренции за рабочие места...

‑ Скорее, за кадры. У нас очень большая потребность в кадрах, и в Казани с этим проблемы – хороших программистов не так и много. Но, несмотря на это, в бизнес-инкубаторе заведено, что мы не переманиваем друг у друга специалистов.

‑ На собеседованиях в стартапах задают больше вопросов, раскрывающих человека как личность, чем в офисах других фирм. С чем это связано?

‑ Всё очень просто. Когда приходишь в стартап, ты должен заразиться этим проектом, вкладываться в него. Ты становишься членом команды.  Если в ней будет невозможно договориться, то ничего не получится. Здесь нельзя, в случае чего, уйти  в другой кабинет и отдельно посидеть. Поэтому, прежде всего, стартап – это команда.

‑ Какие сложности есть в командной работе?

‑ Сложностей никаких не вижу. Всегда можно найти единое решение. У нас же не сто человек. Сто человек это уже не команда, это уже армия небольшая.

‑ А в чём тогда преимущества?

‑ В том, что можно высказать своё мнение, поделиться.

У всех на слуху имена Марка Цукерберга, Стива Джобса… Кто они для тебя – кумиры, авторитеты?

‑ Нет, не кумиры. Просто очень крутые чуваки, которые изменили мир. Попробуйте представить себя без IPad, touchscreen… Было бы достаточно скучно. Facebook вообще изменил мир – опять же тот самый networking, он перешёл на другой уровень.

Интересно изучать их бизнес-опыт. Но за каждым таким успехом, таким гением стоят дяденьки в пиджаках с чемоданами денег. На голой идее не вылезти. Во всё надо вкладываться.

‑ Чувствуете в себе силы изменить мир?

‑ Чувствуем. Основная цель нашего проекта – обезопасить дорожное движение, чтобы водители стали более лояльными друг к другу, чтобы меньше нарушали правила, чтобы езда превратилась в нечто позитивное и клёвое, в удовольствие, а не в тот трэш, который иногда происходит у нас на дорогах.

Каким видите будущее вашего проекта после бизнес-инкубатора?

Миллионы пользователей, миллиарды долларов (смеётся). Посмотрим. Мы верим, что из этого получится что-то хорошее. А как оно будет на самом деле…  время покажет.

‑ Спасибо, Марат, за познавательное интервью! Желаем тебе и ребятам удачи в ваших начинаниях!

Источник информации: Далия Мухамедзянова, фотографии – Влад Белов, студенческий пресс-центр ИВМиИТ КФУ.
Материал из раздела: Главная \ Студенту