26 ноября 2013
На философском факультете стартовал открытый лекторий

Открытый лекторий для студентов КФУ. организовала кафедра общей философии философского факультета.

Вчера, 25 ноября, с лекцией на тему: «Современное капиталистическое общество в зеркале социально-философской рефлексии» выступил т кандидат философских наук, ассистент кафедры общей философии КФУ Антон Сергеевич Краснов.

Предлагаем ознакомиться с лекцией:

Актуальность темы нашего лектория о современном капиталистическом обществе продиктована вызовами современности, так как современная экономическая модель находится в состоянии глубокого кризиса. Фрэнсис Фукуяма в начале 90х годов XXстолетия опубликовал небезызвестную работу, которая носила претенциозно-пафосное название «Конец истории и последний человек», рефреном которой являлся вывод о том, что капитализм – это предельная общественно-экономическая формация и модель homoeconomicus– это последняя модель человеческого социального бытия. Но не столь давно, в 2009 году Фукуяма публикует статью «Будущее истории», в которой он подчёркивает идеологический кризис современного капитализма, и таким образом утверждает, что сама капиталистическая идеология в современном её варианте существовать и развиваться не может, и посему необходимо её обновление, но обновление исключительно в рамках модели капитализма. Таким образом, западная цивилизация объявляет своеобразный «конкурс» на разработку новой капиталистической идеологии. Для нашей страны тематика капитализма актуальна вдвойне, поскольку Россия только встала на путь создания и освоения принципиально новой для неё экономической модели.

Но невозможно говорить о новой капиталистической идеологии или принципиально новой посткапиталистической модели дальнейшего развития не усвоив самого концепта капитализма в его не только историческом развитии, но и в области политико-экономической и социально-философской рефлексии. Поэтому мы начнём непосредственно с истории зарождения и появления капитализма.

За последние две тысячи лет человеческая цивилизация пережила два мощнейших онтологических разрыва как в области производственно-экономической, так и в области аксиологической. Первая революция в области смены общественно-экономической формации заключалась в переходе от рабовладельчества к феодализму, который продолжался с IVпо VIвека нашей эры. Экономика поздней античности в своей сущности являлась экономикой принципиально дефицитной и посему могла поддерживать своё бытие (не развиваться, а именно пролонгировать своё бытие) за счёт внешних ресурсов, каковыми являлись сереброносные жилы, за которые Рим и Карфаген сражались в Пунических воинах. Как только внешний источник экономики поздней античности исчерпал себя, произошёл иной онтологический разрыв – революция в ценностях, заключавшаяся в переходе от язычества к христианской модели. Христианство произвело революцию в мировоззрении, в области выстраивания субъектом своей индивидуальной эпистемологической картины бытия, т. е. христианство, привнесло «мораль» и новые «моральные ценности», которые рабовладельческой общественно-экономической формации и язычеству, тесно сопряжённому с ней были неведомы. И с того времени человек должен был соизмерять меру возможных действий в отношении других людей с точки зрения христианской морали, основой которой являются известные десять заповедей Ветхого Завета. Здесь следует отметить справедливость слов Фридриха Энгельса о взаимном влиянии базиса и надстройки, поскольку христианские ценности, христианская религия вообще, определили формирование феодальной модели общественного развития. Общественно-экономической формацией укладывающейся в рамки средневековья был феодализм, или феодальная экономическая модель, которая намеренно тормозила научно-технический прогресс, тем самым обеспечивая себе не только достаточно долгую жизнь, но и стабилизацию социальной жизни.

Во времена Эпохи Возрождения, или, как её метафорически и одновременно точно называл Хёйзинга «осени средневековья» господство церкви и церковного догмата, едва ли не абсолютная власть церкви постепенно сходит на «нет», поскольку из недр уже разлагающегося феодального строя начинает выходить принципиально новая общественно-экономическая формация – капитализм. Основную стадию своего конституирования и становления капиталистическая общественно-экономическая формация проходит в XVI–XVIIвеках. И на этом этапе западноевропейская цивилизация переживает два новых онтологических разрыва как в области экономической, так и в области аксиологической. Становление капитализма сопряжено с рядом революционных переустройств всего фундамента общественного здания, здесь следует отметить и Английскую буржуазную революцию, и Великую французскую буржуазную революцию. Но в это же время происходит революция в области моральных и этических установок. Капитализм принципиально зиждется на том, что христианская религия и христианская мораль отрицают – ростовщичество и прочие феномены. И здесь же церковные догматы, начавшие сдавать лидирующие позиции в социальной жизни нивелируются едва ли не полностью. Отдельно здесь следует сказать о работе М. Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер доказал, что в становлении капиталистической модели в США протестантская этика сыграла важнейшую роль. Это действительно справедливо, но только для США, где веберианская социология работает полностью, но не применимо к странам-родоначальницам капитализма, станам Старого света, где применим и по сей день только марксизм. Отметим, что марксистская теория, будучи полностью применимой к классическим капиталистическим странам не применима к США и странам Азии. Азиатский способ производства для Маркса, как и для его великого предтечи – Г.В.Ф. Гегеля так и «остался неизвестным».

Таким образом, капитализм производит и иную революцию – революцию в области ценностей, где основа основ капитализма – частная собственность, как писал Ф. Энгельс, - природное бездушно начало, противостоящее человеческому, духовному началу - возводится благодаря этому на трон, и, в конечном счёте, чтобы завершить это отчуждение, деньги - отчуждённая, пустая абстракция собственности, - делаются властелином мира.

Сущность капиталистической системы заключается в следующем: чем глубже уровень разделения труда, тем большая добавления стоимость создаётся в системе. Предшествующая капитализму общественно – экономическая формация – феодализм, продлевала своё бытие за счёт торможения научно-технического прогресса и, следовательно, углубления разделения труда. Иная сторона сущности капитализма – ускоренное развитие инноваций за счёт самого капитала и его особой формы – кредита. Капиталистическое общество, таким образом, с классических позиций – это общество деморализованное, то есть, лишённое морали, но, тем не менее, капитал, являясь субстанцией, образовал особую форму морали – капиталистическую мораль, которая отражена в законе, как в воле господствующего класса, согласно Марксу.

В XVIII веке Адам Смит в своём эпохальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» делает вывод, который не был воспринят его современниками, но был воспринят Карлом Марксом. Это вывод о конце капитализма. Капитализм, по Смиту – это всегда замкнутая модель, в которой уровень углубления разделения труда определяется только самим пространством капиталистической системы, её «физическом» (в прямом смысле этого слова) пространстве. Поскольку наша планета не безгранична, то капиталистическая модель рано или поздно заполнив собой весь мир, рано или поздно не только перестанет развиваться, а развитие в рамках капитализма возможно только пока возможно дальнейшее углубление разделения труда, но и нивелирует любое социальное развитие вообще. Поэтому капитализм по Смиту конечен. Маркс, оценив гениальность вывода Смита принял его за основу и поместил его в теоретико-методологический центр своей философской системы, где последовательно не только его разработал, показав на действительные детерминанты конца капитализма, но и создал теоретическую модель посткапиталистического общества.

Крах СССР, вопреки расхожему мнению показал правильность выводов Маркса, а не их ложность. Маркс говорил о том, что пролетарская революция должна произойти в стране экономически готовой к этому, то есть имеющей развитое материальное производство, и то, что пока существует хотя бы одна капиталистическая страна, то о социализме и коммунизме не может быть и речи. Правильность выводов Маркса на самом деле подтвердила наша страна.

В действительности сегодня правомерно говорить о конце капитализма, нежели об обновлении капиталистической идеологии, как считает Фукуяма, поскольку капитализм всё чаще и чаще сотрясают кризисы, лишний раз напоминая нам справедливость слов Маркса, что любой экономический кризис – это кризис всей капиталистической системы.

Таков краткий экскурс в те проблемные моменты, которые мы будем обсуждать на последующих лекториях. Цель данной лекции не дать вам ответы на вопросы, но напротив, задать вам ещё больше вопросов, дабы призвать Вас, уважаемые студенты, к поиску истины. И нет ценнее знания, кроме как знания полученного самостоятельно.

График следующих открытых лекций:

Лекция № 2. Проблема отчуждения в пространстве современного капиталистического общества. (02.12.2013. с 17.30 - 19.00).

Лекция № 3. Классовая структура современного капиталистического общества. (09.12.2013. с 16.00 - 17. 30).

Лекция № 4. Общественное бытие и общественное сознание. (16.12.2013. с 17.30 - 19. 00).

Лекция № 5. Идея "конца капитализма" в свете классической и современной политико-экономической и социально-философской мысли. (23.12.2013. с 16. 00 - 17. 30).

Комментарии
Курсант 02.12.13, 23:03
Humanitarian, решит, если действовать ориентируясь на нее как на план...
Я 01.12.13, 22:46
Где проводится лекция?
Humanitarian 26.11.13, 15:26
Жаль что философия это только философия, а реальных проблем она не решит, озвучит лишний раз то, что уже давно известно социологам и не только им....