28 октября 2013
"Весь мир – театр…"

В Высшей школе искусств им. С. Сайдашева Института филологии и искусств Казанского федерального университета состоялось долгожданное событие – художественно-литературный  салон «Ренессанс» открыл новый – третий по счету – сезон.

Впервые за всю историю существования салона его устроители обратились  к теме театра, назвав мероприятие ярко и многообещающе – «Весь мир – театр…». Конечно, из универсального  мира театра руководители проекта избрали направление, интересное и полезное преподавателям и студентам кафедры изобразительного искусства и дизайна – сценографию. Гостями салона стали главные  художники ведущих театров Татарстана: Татарского государственного академического  театра им. Г. Камала, лауреат государственной  премии РТ им. Г. Тукая и республиканской премии им. М. Джалиля, заслуженный деятель искусств РТ, народный художник РТ,  заслуженный художник РФ, лауреат Сергей Скоморохов, Казанского ТЮЗа, заслуженный деятель искусств РТ Ленар Гильмутдинов, Татарского государственного театра кукол "Экият" Сергей Рябинин, Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г.Кариева, лауреат республиканских премий РТ им. Б. Урманче и им. М. Джалиля Булат Гильванов.

Заседание открыл яркий экспрессивный «Испанский танец» студенток Высшей школы искусств им. Салиха Сайдашева ИФИ КФУ Айсылу Галиуллиной и Юлии Мельниковой.  Бессменный ведущий салона искусствовед Михаил Яо, процитировав строки Вильяма Шекспира, взятые в качестве названия мероприятия, посетовал, как часто мы судим о театре только по игре актеров, иногда знаем режиссеров и очень редко тех, кто создает визуальную художественную среду спектакля – художников-постановщиков.

В деятельности художника-постановщика возможны два основных подхода:  либо он создает художественную ткань спектакля, ориентируясь на предметный мир пьесы, либо используя метафорические приемы. Это и стало основной темой беседы с гостями салона.

Сергей Скоморохов, рассказывая о своей работе с разными режиссерами ТГАТ им. Г. Камала – Марселем Салимжановом, Фаридом Бикчантаевым и другими, рассказывал, что первым толчком к созданию художественного пространства пьесы является работа драматурга. Глубокое знание текста, душевных переживаний героев, колорит времени действия являются  основой творческого поиска. В активе художника множество пьес, которым рукоплескали зрители России, Европы, Латинской Америки. Рассказал Сергей Геннадьевич и о готовящейся премьере – спектаклю по пьесе Г. Камала «Банкрот», оформление которой сопряжено не только с творческими, но и техническими процессами. Например, в «Банкроте» по сцене будет двигаться настоящий трамвай.

Главный художник ТЮЗа  Ленар Гильмутдинов начал свою беседу с представления клипа на песню  Заслуженного артиста РФ Салавата Фатхетдинова, где он исполнил центральную роль. В активе художника не только театральные постановки, но и множество ролей, больших и эпизодических, в документальных и игровых фильмах. Актерское творчество и искусство художника принципиально близки: и тот, и другой создают художественный образ. Поскольку зритель сосредоточен больше на игре актеров, художник видит свою задачу в том, чтобы создавать условия для проявления их талантов. Один из способов, используемых Ленаром Гильмутдиновым, поиск оригинального «ключа» к постановке пьесы, стимулирующего интерес зрителя. Так, в постановке пьесы «Теремок» в качестве такового оказалась гармонь, упавшая с телеги, возвращавшейся с ярмарки. В качестве творческого импульса могут быть собственные зрительские впечатления, картины, подсмотренные на улице, привести универсальный рецепт здесь  очень сложно.

Художник посетовал, что современная молодежь стала меньше ходить в театр, а ведь его синтетическое искусство – слово, музыка, движение, изобразительное искусство – питательная  среда формирования личности, ее художественного вкуса.

«Скажите что-нибудь такое о спектаклях вашего театра, чтобы сидящие здесь студенты не смогли  на него не пойти», - мгновенно отреагировал руководитель проекта доцент Расых Салахов.

Совершенно особо искусство художника-постановщика  проявляется в кукольном театре. Во-первых, он создает среду действия не для актеров, а для кукол – более камерную, условную, технически сложную. Во-вторых, специфичен и зритель, который должен и поверить в предлагаемые обстоятельства, и мгновенно в них разобраться. Трудно надеяться, что двух-пятилетний человек будет стремиться разгадать художественный «ребус». «Не верю» - заявит он своими способами – шуршанием обертки шоколада, плачем, громкими разговорами. Главный художник театра кукол Сергей Рябинин в качестве способа привлечения внимания к происходящему на сцене использует различные инженерные приемы, когда один предмет по ходу действия на глазах у зрителя  превращается в другой.

Булат Гильванов уже не в первый раз является гостем салона, но каждый его визит знакомит зрителя с новыми гранями его творчества. На сей раз участники салона смогли увидеть оформление спектакля по пьесе В.Шекспира «Король Лир» в Татарском молодежном спектакле и его работу художника-постановщика в фильме «Бибинур». Оба проекта отличаются поэтичностью и символизмом. Так, в качестве основного визуального образа спектакля выступает корабль под парусом – воплощение государства, дрейфующего по океану житейских бурь…

Зрители очень заинтересованно отнеслись к творчеству гостей, о чем свидетельствовали вопросы, касающиеся, как правило, секретов мастерства, поисков своей художественной манеры.

Будущие дизайнеры смогли убедиться, что их профессия имеет множество совпадений с работой художника-постановщика. И дизайнер, и театральный художник не могут руководствоваться только субъективным выбором, художник зависит от режиссера-постановщика и драматурга (о необходимости сотворчества с режиссером говорили все гости), а дизайнер от потребителя и технологических возможностей. Поэтому и тот, и другой практически никогда не работают «в стол», то, что не внедрено в производство, не поставлено на сцене остается неизвестным. Отсюда велика значимость коммуникативной культуры художника и дизайнера, его умения выстраивать контекст своего творчества, используя различные творческие средства, например, стилизацию.

В результативности этого приема зрители убедились во время традиционной страницы «Ренессанса» - показа коллекций одежды  студией «TATARSTYLE» под руководством лауреата международных и всероссийских конкурсов доцента Рады Салаховой. Мотивы этнического костюма народов Среднего Поволжья были интерпретированы  с большим вкусом и тактом. Здесь не было цитат, но была тонкая стилизация народного костюма, приспособленная к современному ритму жизни.

Особый интерес у студентов вызвала выставка творческих работ гостей организованный в рамках салона,  состоящая из картин посвященных различным спектаклям, где они выступали в роли художников-постановщиков.

Как всегда, когда на заседании салона выступает замечательный музыкант  - лауреат Международных конкурсов Екатерина  Коврикова – зрители имели возможность насладиться музыкой. Прозвучала утренняя серенада Ф. Шуберта «Лист».  В заключение по традиции руководитель проекта доцент Расых Салахов вручил гостям дипломы Почетных членов салона «Ренессанс» и познакомил всех с темой и датой будущего заседания.