18 октября 2013
Кое-что о жизненной философии китайцев

Открытая лекция профессора Китайского народного университета Ган Цао на тему «Жизненная философия китайцев» состоялась сегодня, 18 октября, в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Мероприятие прошло в рамках проходящей в нашем университете Международной научно-практической конференции «Россия – Китай: история и культура».

 

«Вы все наверняка играли в такую игру, как лотерея, человеческая жизнь на нее похожа», ‑ с такой сентенции начал свою лекцию профессор. «В лабиринте жизни человек не может опираться на собственные ощущения, ‑ говорит Ган Цао, ‑ главная жизненная философия китайца – быть проводником для другого человека». Традиционная философия Китая, как стало известно из лекции, подразделяется на три составляющие: философия духовных уровней развития человека, философия лица и стремление к развитию тела и души.

Об этих составляющих и рассказал Ган Цао.

 

Так называемые духовные уровни делятся на естественный, светский, этический (моральный), единения. Смысл человеческой жизни – подниматься от низшего уровня к высшему для того, чтобы достичь высшей духовной силы. «Это основная суть китайской философии», ‑ сообщил оратор. Китайская философия говорит о том, что единение дает возможность человеку видеть «вещи, которые другие видеть не могут». Это так называемый «дар всевидения» (третий глаз) или всевидящее око.

 

Стоит отметить, что на протяжении всей лекции Ган Цао сравнивал западное и китайское, начиная от медицины и заканчивая живописью. Народная медицина Китая, по его мнению, устраняет первопричину, а не последствия заболевания, в отличие от западной, воспринимающей только результат. В этом также есть своя философия. «Опухоли на человеческом теле как грибы на дереве. Удалить их – не решение, они снова появляются, ‑ говорит профессор. ‑ Если же мы изменим окружающую среду, то они перестанут расти».

 

«Каков размер твоего сердца – таков размер и твоей Вселенной», ‑ так звучит высказывание в одной из реклам на китайском телевидении. Ученый привел его также как один из постулатов китайской философии. «Если ты эгоист, то для тебя мир – только ты сам, если человек любит свою страну, то его мир больше и распространяется на всю страну», ‑ отмечает Ган Цао. Но патриотизм, все же, не высший уровень духовного развития. «Если китайцы будут любить только Китай, а русские – только Россию, то в мире никогда не будет согласия», ‑ считает ученый. Человек не должен ставить свои или государственные интересы превыше всего.

Философия кроется и в китайской живописи. Она отличается от западной важностью контуров, линий. «Часто нарисованные небрежно, возможно, слишком просто, персонажи не совсем похожи на людей, ‑ рассказывает Ган Цао. ‑ Принцип китайского искусства оставлять пустые участки, в отличие от западной реалистичности и детальности, отражает путь к высшему уровню эстетики». Картина как будто бы всегда не закончена, а искусство видно не сразу. «Его необходимо понять!» ‑ призывает профессор.

Раскрыл ученый и тему «лица» в китайской философии. Объясняя особенности этого понятия, оратор привел в пример пекинскую оперу, самый важный элемент которой – маска. Ее цвет, оригинальность имеют важное значение, так как обозначают характер человека. «Жизнь – театр, на протяжении всей своей жизни человек, как на сцене, надевает маски», ‑ рассказывает профессор и перечисляет их: ‑ Я – отец, я – китаец...»

Двойственность человека включает его социальное лицо и внутренний духовный облик, это и определяет культуру китайца. В большинстве случаев, по мнению Ган Цао (и к его сожалению), представители его нации обращают внимание только на свою социальную роль.

 

Ученый также рассказал о многочисленных элементах язычества в вероисповедании китайцев, о том, как они, в отличие от представителей западной культуры, не разделяют духовное и физическое. «У духовно развитого человека здоровое тело, ‑ считает оратор, ‑ а мелочные и злые люди умирают часто рано».

Вспомнив о населении Пекина, лектор заметил, что люди там торопятся, недовольные, злые и грустные. «Мы должны стремиться к тому, чтобы взаимодействие внутреннего и внешнего в нас было гармонично!», ‑ призвал он в заключение.

 

Надо ли говорить, что лекция вызвала живейший отклик у аудитории. Студенты задавали вопросы об отношении к смерти в китайской философии, спрашивали подробно о китайском боевом искусстве и еще о многом другом они хотели узнать…

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр
Комментарии
Борис 19.10.13, 13:53
Очень интересно! Жаль, что не знал о лекции заранее.