01 октября 2013
В КФУ обсудили вопросы развития инженерного и педагогического образования

Сегодня, 1 октября, состоялось заседание Координационного совета научно-образовательного кластера Казанского федерального университета под председательством первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Равиля Муратова.

Напомним, научно-образовательный кластер КФУ был создан согласно постановлению №397  от 18.05.2011 в целях повышения качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в сфере образования, а также создания конкурентной среды для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в этой сфере, обеспечения доступности профессионального образования для всех категорий молодежи.

В состав научно-образовательного кластера входят Казанский федеральный университет и 10 учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку по различным специальностям в сфере промышленности, образования,  сельского хозяйства и др. Председателем Координационного совета является Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков.

В повестке дня сегодняшнего заседания совета было три вопроса: о проблемах инженерного образования; инженерно-техническое образование для автомобилестроения и о модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации государственных образовательных стандартов общего образования.

Открывая заседание, Равиль Муратов подчеркнул, что особая роль в инновационном развитии экономики региона должна принадлежать образованию. «Очень важно, что федеральный университет ставит эти вопросы как первоочередные и активно вбирает в свою работу много новых элементов», ‑ отметил он.

В последние годы в КФУ были сделаны очень серьезные организационные шаги в направлении развития инженерного и педагогического образования. «На том и другом направлении мы реализуем принципиально новую распределенную модель подготовки», ‑ рассказал Ильшат Гафуров. Ее суть, по словам ректора, в том, что подготовка инженерных кадров и педагогов-предметников распределена между профильными институтами и факультетами под методическим руководством со стороны Инженерного института и Института педагогики и психологии. «Таким образом мы имеем возможность сравнивать преимущества традиционной и распределённой форм подготовки и гибко реагировать на потребности рынка труда в этой сфере», ‑ отметил руководитель вуза.

О развитии инженерного образования в Казанском федеральном университете рассказал проректор по инновационной деятельности Наиль Кашапов. По его словам, в КФУ в настоящее время реализуются 17 инженерных образовательных программ, которые нацелены на потребности наукоёмких производств на основе сочетания фундаментальных и «быстрых» знаний, включая «нефтегазовое дело», «биотехнические системы и технологии», «инноватику», «техническую физику», «информационные системы и технологии», «нанотехнологии и микросистемную технику» и другие.

Проректор подробно остановился на структуре инженерного образования в КФУ, рассказал о принципах формирования инженерных компетенций в области трансфера технологий, о вовлечении обучающихся в инженерно-инновационную деятельность. Об инженерно-техническом образовании для автомобилестроения на примере Набережночелнинского института КФУ рассказал его директор Махмут Ганиев.

О модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации государственных образовательных стандартов рассказали директор Института педагогики и психологии Айдар Калимуллин и директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Раис Шайхелисламов.

Выслушав докладчиков, Равиль Муратов подчеркнул необходимость усиления деятельности в этих областях. По словам заместителя Премьер-министра, вовлечение в инновационную деятельность должно начинаться со школьных образовательных учреждений и завершаться послевузовским дополнительным образованием. «Речь идет о концепции постоянно обучающегося региона», ‑ уточнил он и призвал больше работать со школами, мотивировать ученых на деятельность в малых инновационных предприятиях университета.

Источник информации: Радифа Шафикова, фото Инны Басыровой, Пресс-центр