02 октября 2013
Поздравление ректора КФУ И.Р. Гафурова в адрес коллектива Казанского федерального университета в связи со Всемирным днём учителя

Поздравляю студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников, весь коллектив нашего университета с замечательным праздником – Всемирным днём учителя! Он был учреждён решением ЮНЕСКО в 1994 году и сегодня отмечается в 100 с лишним странах. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования, когда общество отдаёт дань заслугам учителей в деле подготовки и воспитания молодёжи и их неоценимому вкладу в социальное развитие. Мы все были когда-то учениками, поэтому ООН в своей специальной рекомендации предлагает родителям и всем гражданам в этот день задуматься о том, как изменили их жизнь хорошие учителя, память о которых они сохранили.

Для Казанского федерального университета этот праздник имеет особое значение, поскольку на него возложена миссия активно содействовать качественному обновлению школьного дела в нашей республике и в масштабах Приволжского федерального округа. С этой целью мы реализуем принципиально новую – распределённую – модель подготовки, в рамках которой педагоги-предметники закреплены за профильными институтами и факультетами под методическим руководством и при координации со стороны Института педагогики и психологии. При этом наш Елабужский институт продолжает готовить педагогов по традиционной и сетевой схеме, тогда как 14 других институтов реализуют распределённую модель по 26 программам, что позволяет достичь высокого уровня предметных компетенций педагогов, а также охватить все школьные предметы.

Теперь мы имеем возможность сравнивать преимущества традиционной и распределённой форм подготовки и гибко реагировать на потребности рынка труда в этой сфере. Наши целенаправленные усилия дают результаты. Количество поданных заявлений на педагогические направления в этом году относительно 2010 года увеличилось почти на 55 %, а средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ в 2013 году вырос по сравнению с 2010 годом на более, чем десять единиц и составил почти 70 баллов. Это один из лучших показателей в стране.

Убеждён, что мы и дальше будем продвигаться в этом направлении, поскольку в обществе – впервые за последние десятилетия – складывается атмосфера по-настоящему уважительного отношения к ремеслу школьного учителя. Во многом это является результатом последовательной политики руководства нашей республики, направленной на повышение социально-экономического статуса педагога. В подготовке будущих учителей у нас занято свыше семисот высококвалифицированных преподавателей, – порядка 80 % из них имеют научные степени доктора и кандидата наук. Здесь задействована также наша новейшая приборно-лабораторная база. Компетентные учителя – это залог повышения уровня подготовки наших потенциальных абитуриентов, включая тех, кто выбирает профессию школьного педагога. Таких в нашем университете становится всё больше. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого в этом году. Оказалось, что порядка 15 % наших студентов старших курсов на непедагогических направлениях выражают готовность работать в школе. Цифра тем более впечатляет, что по данным Минобрнауки России сегодня только 5 % выпускников педвузов видят себя в профессии педагога. Поэтому мы развиваем систему вариативных траекторий вхождения в учительскую профессию, включая новую программу профессиональной переподготовки студентов старших курсов непедагогических направлений, – в объёме пятисот часов.

Мы добьёмся своей цели, если сумеем на основе нашего потенциала в полной мере обеспечить реальное взаимодействие и инновационную направленность всех звеньев образования. Это отвечает поставленной в Послании Президента нашей республики Р.Н. Минниханова Государственному Совету 26 сентября текущего года задаче: «Нужно усилить практическую составляющую при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием – нашей рабочей элиты». На это направлена наша деятельность в десятках базовых школ университета, в наших структурных подразделениях – в IT-лицее-интернате и Лицее имени Н.И. Лобачевского, а также в рамках образованного по решению Кабинета Министров РТ научно-образовательного кластера КФУ, который объединяет свыше 10 ведущих СПО республики. Как и на других направлениях нашей деятельности, в области подготовки педагогических кадров нам предстоит совершить прорыв в связи с реализацией курса на вхождение в число ведущих мировых университетов. Научно-педагогический сектор университета призван внести весомый вклад в подготовку к празднованию важной исторической даты – 210-летия Казанского университета.

Желаю всем членам нашего коллектива новых успехов, здоровья и благополучия, всего самого доброго.