27 сентября 2013
В КФУ обсудили проблемы выявления и поддержки талантливых учащихся

Сегодня, 27 сентября, в нашем университете открылась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, на которой обсуждались актуальные проблемы выявления и поддержки талантливых учащихся. В Казанский университет приехали учителя школ и ученые, занимающиеся данной темой, со всей России. Организатором мероприятия выступила лаборатория одаренности Института педагогики и психологии КФУ.

На пленарном заседании обсуждались вопросы поддержки талантливых школьников и студентов вузами, школами, а также современный взгляд на понятие одаренности и технологии ее распознавания.

Вот некоторые выдержки из выступлений.

 

Ответственный секретарь приемной комиссии КФУ Сергей Ионенко:

«То, что среди нас есть много талантливых детей, – безусловная правда, Химический институт им. Бутлерова, к примеру, вплотную занимается подготовкой ребят к олимпиадам по химии, и результат есть! Несколько наших ребят стали призерами международных олимпиад, обогнав детей из США, Сингапура, Швейцарии и других стран».

 

Заместитель начальника Казанского юридического института МВД России по научной работе, полковник полиции Сергей Миронов:

«У нас много талантливых ребят, которым мы стараемся помогать. В учебном процессе делаем акцент на усиление практической составляющей, активно развиваем систему дистанционного обучения. Для развития творческих способностей в нашем институте созданы все условия, в частности, открыты научные кружки, спортивные секции, хореографические группы, учим играть наших курсантов в шахматы. Мы стараемся действовать в русле развития инновационного образования».

 

Кандидат биологических наук, профессор Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины КФУ Сазида Русинова:

«Одаренность, так или иначе, генетический потенциал, но мы понимаем, что абсолютно все люди рождаются одаренными. Гиперактивный ребенок, к примеру, также одарен, но с точки зрения двигательной активности. Проблема в том, что такие дети теряют свой потенциал, так как дар ‑ только лишь данность, которая может как быть, так и не быть востребована. Развивать потенциал необходимо, вот здесь и начинается адский труд. Одаренному ребенку он особенно неприятен. Доминирование определенных структур мозга подавляют зону социализации, и дар может стать наказанием. Его, безусловно, необходимо развивать, но при этом он не должен быть гипертрофирован в ущерб другим качествам. Только во втором классе мозг усваивает приемы раскрытия своего потенциала, это необходимо знать, нет мышления без образования. Индивидуальность должна быть тренирована и развита, что должно быть заслугой учителей. К одаренности надо подходить комплексно, реализуется она по-разному, в зависимости от типа темперамента».

 

Доктор педагогических наук, профессор, научный консультант казанской гимназии №6 Нелли Мочалова:

«Действующая система приема, в том числе в лицеи и гимназии, совершенно не годится для выявления одаренных детей. Только специально обученные люди, по определенным методикам, могут вам сказать, одарен ребенок или нет. Сейчас открываются интернаты для талантливых детей, в одном из них мы начали проводить тесты и обнаружили ребят с даром, но очень мало. Но и это отлично, гении рождаются раз в сто лет, а ждать, что все 300 человек в интернате подобного уровня – слишком оптимистично. Одаренные дети – созидатели. Те, кто может что-то придумать, это и есть тот локомотив, который будет двигать наш технический прогресс, наше богатство. Они должны получать большую долю внимания. Не думайте, что такие дети непременно отличники, это не так. Первый признак одаренности – наличие дивергентного мышления (гибкость, быстрота, адаптивность ума, способность каждую проблему увидеть под разными углами). Первый тест, который мы используем в своих исследованиях, направлен именно на это. Есть три плоскости развивающей деятельности для таких детей, среди них ‑ развитие детей на материале преподаваемого предмета, а также надпредметная система развивающей деятельности, которая реализуется в виде клуба интеллектуалов, специальных курсов».

Комментарии
Humanitarian 28.09.13, 12:23
"Одаренность это в первую очередь внутреннее качество определяется наличием компонента самовоспитания", то есть вычислять одаренных с помощью тестов и создавать условия само по себе уже вторично, необходимо работать и выявлять качества самостоятельности и условия в которых они реализовывались. Все это есть в учебниках 50-летней давности, зачем изобретать велосипед?...