25 апреля 2013
Студенты КФУ и МГИМО обсудили имидж России на международной арене

Вчера, 24 апреля, в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского состоялось очередное заседание политического клуба КФУ "Политсковородка".

В этот раз ставшее уже традиционным мероприятие было посвящено обсуждению имиджа России на международной арене, а также вкладу в его построение Республики Татарстан. Экспертами выступили декан философского факультета КФУ Михаил Щелкунов, заведующий кафедрой политологии КФУ Олег Зазнаев и директор Института массовых коммуникаций и социальных наук Наиль Мухарямов.

Помимо студентов Казанского университета участниками стали гости – студенты Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Учащиеся презентовали коллегам и экспертам свои доклады. Первый из них был посвящен молодежной экспертизе имиджа России, представил ее заместитель руководителя экономического клуба МГИМО Максим Носков. Он высказал предложения по улучшению видения нашей страны зарубежными коллегами посредством участия в построении имиджа молодежи. По мнению Носкова, необходимо чаще проводить международные молодежные мероприятия с российским представительством, доводить молодежные идеи до руководства страны и создавать информационное пространство для обмена молодежными идеями.

Кроме того, по словам студента МГИМО, важно продвигать в информационном пространстве наши научные достижения, об этом он рассказал в части своего доклада под названием «Россия как один из интеллектуальных полюсов мира», предложив создать свой научный канал наподобие «Russia Today». Ситуацию с имиджем России на данный момент, по мнению Максима Носкова, необходимо кардинально менять, и для аргументации своей точки зрения, представил исследования и данные. Как оказалось, Россия за рубежом чаще всего ассоциируется со словами водка, коррупция, коммунизм и холодная война, а бренд России в финансовой оценке международного рейтинга находится только на 12 месте. «Мы забыли СССР, начали строить новую Россию, а об имидже не позаботились», - так звучит основная мысль студента МГИМО.

Эксперт заседания Наиль Мухарямов, комментируя представленный доклад, сказал, что имидж, являясь понятием сильно технологизированным, имеет «четкую рифму» - бюджет. «Но когда речь заходит о странах, - отметил эксперт, - элемент искусственности резко снижается: можно искусственно надуть имидж торговой марки, но не страны. В мировой науке разработан очень хороший инструментарий, который называется концепция «Soft power» («Гибкая сила»). Эти ресурсы играют значительно большую роль,  нежели какие-то брендовые взбросы, Russia Today – это хорошо, но с кем он может конкурировать? С CNN, с BBC? Мне кажется, что отношение к этому каналу как к не очень профессиональной попытке навязаться. Понимаете, нельзя рекламировать страну, рекламировать можно конкретные продукты».

Следующий доклад был не менее интересен и касался той же тематики, но затрагивал две страны: Россию и США. По данным докладчика, также студента МГИМО, большая часть американцев (53%) негативно относятся к нашей стране и считают, что Россия угрожает мировой безопасности.  Основными причинами таких взглядов, согласно выводам социологов,  являются последствия холодной войны и отсутствие в нашей стране, по мнению американцев, демократических реформ. Уровень демократии в России, по информации учащегося МГИМО, американцами оценивается в 3.7 баллов, при 10 возможных. «Необходимо показать США, что наш опыт является отражением их опыта, поддерживать мощную информационно-пропагандистскую структуру, привлекать сильные pr-компании» - так звучат рекомендации, данные в итоге доклада.

Интересна была итоговая экспертная оценка Наиля Мидхатовича касаемо Соединенных Штатов. Он сказал, что угнаться за американской аудиторией у нас не получится, «потому что если мы даже весь свой ВВП вложим в пиаровские компании, то все - равно ничего не добьемся». «Ждать, что американцы нас полюбят, - сказал эксперт, - приедут и будут в нас инвестировать, как минимум, наивно. Америке не нужен геополитический соперник или вторая сверхдержава, Россия нужна Штатам в строго определенном формате». Показательно, что большинство американцев, по словам Мухарямова, считают, что они воевали в годы Второй Мировой Войны против СССР, который был в одной коалиции с Гитлером, они не знают истории, географии, а бороться за умы невежественных американских молодых людей нам нет никакого резона. Американцы воспитаны в духе изоляционизма, у них есть слоган «West is best». «Все, больше их ничего не интересует», - говорит эксперт. Критерии привлекательности нашей культуры, по мнению Наиля Мидхатовича, может стать только количество людей в мире, изучающих русский язык. «Престижность русского языка – абсолютно четкий индикатор», - говорит он.

«Мы должны сейчас заботиться о своей идентичности и сделать ее основой свое собственное национальное, общегосударственное достоинство. Мы должны не мельтешить перед ними, не наше дело просвещать американскую общественность. У нас есть свои культурные приемы, культурный капитал, нам необходимо его удержать, а уже потом люди к нам потянутся» - сказал в заключение эксперт.

Закончились презентации студентов МГИМО докладом на тему: «Имидж МФЦ и Москвы». Казанские студенты в своих выступлениях касались вклада Республики Татарстан в построение имиджа России. Наиболее ярким был доклад студентки Института востоковедения и международных отношений Лилии Рамазановой, который был посвящен татарстанскому опыту подготовки к Универсиаде-2013. Она рассказала о том, как Казань боролась за право ее проведения, какие выгоды принесет данное мероприятия Татарстану и России, о жизни волонтеров.

 



Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Алии Галимуллиной, Пресс - центр