21 апреля 2013
"Учитель нового поколения" в Глазове!

17-18 апреля в городе Глазов Удмуртской Республики состоялось мероприятие важное для педагогических вузов региона в целом и для Елабужского института КФУ в особенности – II Всероссийский конкурс студентов педагогических специальностей «Учитель нового поколения». Начало этому конкурсу было положено в прошлом 2012 году в Елабуге по инициативе участников одноименного проекта. Согласно правилам, Конкурс проводится ежегодно силами действующего победителя, которым до вчерашнего дня являлся Глазовский государственный педагогический институт.

Количество участников Конкурса, по сравнению с прошлым годом, значительно возросло, что говорит о востребованности и признании мероприятия на всероссийском уровне. Всего в нем приняли участие 11 команд из 9 субъектов России: «Миссия выполнима» (Башкирский государственный педагогический университет им. Акмулы, г. Уфа); «Добрые сердца» (Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров), «Teach-ение» (Институт педагогики Казанского федерального университета, г. Казань); «Пламенный» (Пензенский государственный университет, г.Пенза); «Дети Данко» (Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г.Набережные Челны); «Свеча надежды» (Оренбургский государственный педагогический университет, г.Оренбург); «Горящие сердца» (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь); «Самарские академики» (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара); «СГУщенка» (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов); «Свет общества» (Тверской государственный университет, г.Тверь).

От Елабужского института в ГГПИ направилась команда «СоветМоПед», состоящая из 10 участников проекта «Учитель нового поколения», вместе с координатором Андреем Виноградовым и заместителем директора по образовательной деятельности Айратом Кавиевым.

Необходимо отметить серьезность глазовцев в подготовке конкурса: все было спланировано и организовано на высшем уровне. Наша команда приехала еще 16 апреля, и ей представилась возможность познакомиться с городом. В первые минуты пребывания на глазовской земле елабужан встретили гиды из числа студентов ГГПИ, которые впоследствии сопровождали команду почти круглые сутки.

Открытие было яркое, динамичное и интересное. Необычное выступление ведущих, детский хор, видео об Удмуртии, народные танцы – все это дало почувствовать национальный дух удмуртского народа. В своей приветственной речи ректор ГГПИ Алексей Мирошниченко отметил, что мероприятие такого масштаба, как конкурс «Учитель нового поколения», имеет огромное значение для педагогических вузов, создает необходимые условия для обмена знаниями и опытом. Заместитель директора Елабужского института КФУ Айрат Кавиев поблагодарил коллег из Глазовского пединститута за отличную организацию, а также пополнил призовой фонд первого места переходящим вымпелом с логотипами вузов-победителей и сертификатом на экскурсию в Елабугу для 1 или 2 мест.

В составе жюри были лучшие работники ГГПИ (команда которого выступала вне конкурса) и других учебных заведений города: Я.А. Чиговская-Назарова, председатель жюри, проректор по воспитательной и социальной работе, кандидат филологических наук, доцент; М.А. Захарищева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики; Л.А. Штыкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики; И.Г. Ворончихина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики; Т.П. Степанова, директор МБУ «Информационно-методический центр»; Е.Б. Биянова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №1», учитель высшей квалификационной категории; О.Н. Богданова, заместитель директора по методической работе МБОУ «Физико-математический лицей», учитель высшей квалификационной категории; В.В. Кострова, собственный корреспондент «Учительской газеты», г. Москва.

В первый день команды представили свои «Визитки». «СоветМоПед» показал зрителям «Контрольную закупку» учителей, с юмором показав острую проблему личности педагога в современной школе. Команда из Казани продемонстрировала сказку «Вовка в тридевятом царстве», показав как нужно работать со сложными детьми, команда из Твери показала развитие человека в разных образовательных институтах (детском саду, школе, вузе) и многое другое. В конкурсе «Разминка», представители команд без труда смешно отвечали на вопросы из зала.

Вечером всех гостей города ждал конкурс «Мисс и Мистер Весна ГГПИ», где участники смогли расслабиться и насладиться оригинальными выступлениями конкурсантов. После мероприятия все команды дружно разбрелись по своим комнатам – готовиться ко второму конкурсному дню. Ночь была бессонной, потому что был только один день, чтобы подготовить педагогическую ситуацию и выступления для оратора. Но все команды прекрасно справились со всеми заданиями.

Второй день был сложным не только потому, что задания не были подготовлены заранее, но и потому, что самые серьезные 4 конкурса выпали в один день. Он начался с педагогической ситуации, из которой должны были выпутаться студенты-участники. За ней последовал «Конкурс капитанов», где одному представителю от команды предстояло ответить на вопросы по педагогике. Вопросы были настолько сложные, что даже члены жюри признались, что не всегда знали на них ответы. Победителем в этом конкурсе стала команда из Уфы, набрав 5 баллов из 6 возможных.

На конкурсе ораторского мастерства каждый старался, как мог. По предложенной цитате И.Ф. Гербарта «Смертный грех учителя – быть скучным», готовили телешоу, театральные постановки, приводили примеры из школьной практики и многое другое.

Последний конкурс был самым серьезным – защита инновационных проектов. Множество разнообразных проектов предложили участники конкурса. Команда из Челнов представили «Банк услуг», по которому оказывается свободное, бескорыстное взаимообучение студентов и школьников. Оренбуржцы предложили идею воспитанию посредством обрядовых кукол. Также были проекты о воспитании патриотизма, нестандартных уроках и воспитании трудных детей. Елабужане представили на суд жюри и зрителей один из самых масштабных проектов – «Педагогическую интернатуру», предполагающую поствузовское обучение молодых учителей, за что получили 1-е место в номинации.

Когда конкурсная программа была закончена, все команды разошлись по мастер-классам, которые подготовили организаторы. Среди них были «Музыкотерапия как метод коррекции эмоциональной сферы личности», «Обучение в сотрудничестве», «Кружок эстетики в начальной школе» и многие другие.

Получив много интересной информации, участники пошли на торжественную церемонию закрытия, где подводили итоги и награждали победителей. По итогам конкурса I место заняла команда «Миссия выполнима» (г. Уфа), которой на следующий год предоставляется право проводить конкурс; II место - «Самарские академики», III - «Пламенный» (г. Пенза). Команда «СоветМоПед» с отрывом в 0,4 балла заняла 4-е место.

По словам координатора проекта Андрея Виноградова, далеко не каждый вуз способен занять 4 место в конкурсе, учредителем которого он является. Полученные результаты свидетельствуют об объективном, беспристрастном судействе, заслуга в организации которого принадлежит коллегам из Глазова.

Узнав результаты, чествуя победителей, участники пошли в глазовский клуб «Семь пятниц», чтобы расслабиться после нелегкого конкурса, пообщаться с участниками других команд и просто повеселиться.

19 апреля елабужане поехали домой, с множеством впечатлений о прошедших днях, с обогатившимся словарным запасом удмуртских слов, с жизненным опытом и ожиданиями поездки в Уфу на следующий год. Уже в конце мая команда БГПУ намерена использовать свой сертификат на экскурсию в Елабугу, и мы надеемся скоро встретиться с победителями на елабужской земле, чтобы обсудить перспективы предстоящего длительного сотрудничества по подготовке к III Всероссийскому конкурсу студентов педагогических специальностей «Учитель нового поколения» в Уфе.

 

Источник информации: Александра Попова, студентка Елабужского института КФУ