11 апреля 2013
Как могут и должны использоваться электронные образовательные ресурсы на занятиях по иностранным языкам

9 апреля в Институте языка КФУ состоялся Международный научно-методический семинар – «круглый стол» «Использование электронных образовательных ресурсов и мультимедиа в преподавании и изучении немецкого языка».

В работе мероприятия приняли участие более двадцати преподавателей немецкого языка Института филологии и искусств, Института языка, Елабужского института КФУ, профессор Гиссенского университета Д.Рёслер и научный сотрудник Лейпцигского университета А.Рюгер.

В рамках семинара – «круглого стола» обсуждалась актуальная проблематика электронного обучения, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и  эффективного их использования в преподавании и изучении немецкого языка как иностранного.

Доклад профессора Рёслера, который был сделан в формате видеоконференции, вызвал большой интерес у присутствующих. По его окончании состоялась оживленная дискуссия: преподавателей немецкого языка интересовало качество ЭОР, целесообразность их использования, возможности формирования межкультурной компетенции электронными средствами.

Российские и немецкие коллеги пришли к общему выводу, что ЭОР  и мультимедиа значительно расширяют существующий арсенал методических приемов в преподавании иностранного языка, однако эффективность их использования обусловлена грамотной и четкой дидактизацией электронного содержания.

Во второй части семинара был заслушан доклад А.Рюгер, посвященный практическим аспектам использования ЭОР в образовательном процессе. А.Рюгер представила разработанные и используемые электронные курсы по дидактике преподавания немецкого языка, а также по испанскому языку, на примере которого продемонстрировала, каким образом может быть построен языковой курс. Акцент был сделан на то, что создание ЭОР – кропотливая работа, требующая много времени и ответственного подхода. Кроме того, чтобы создавать качественные ЭОР, необходимо кооперироваться и работать в коллективе.

По окончании семинара – «круглого стола» его участники поделились своими впечатлениями.

И.Абдулганеева: «Благодарю организаторов проекта за плодотворный семинар. Смею высказать надежду на традицию проведения подобных семинаров по информационным ресурсам в области образования, этого требует высокая динамика развития информационных технологий и необходимость постоянного совершенствования методических материалов по их использованию».

В.Панфилова: «Благодарим за предоставленную возможность принять участие в мероприятии. Находимся под впечатлением от хорошей его организации и содержательной стороны. Надеемся на развитие контактов и совместные проекты с немецкими учеными».

Д.Рёслер: «Для меня стало радостным событием, что мой доклад в формате видеоконференции прошел успешно. Я также рад состоявшейся дискуссии и заданным вопросам».

О.Донецкая: «Профессор Рёслер солидарен с нами в том, что к созданию ЭОР необходим качественно иной подход. Если оставить сложившуюся практику без изменений, то все создаваемые курсы обречены на низкое качество. Чтобы создать качественный, технологически и методически грамотный продукт, работы отдельного преподавателя недостаточно. Необходимы усилия междисциплинарной группы. Возможное решение: выделение внутриуниверситетских грантов таким группам, чтобы мотивировать людей материально и создавать действительно качественные курсы».

Т.Перова: «В наше время информационных технологий использование ЭОР предоставляет преподавателю возможность разнообразить формы работы со студентами и мотивировать их к изучению языка».

Е.Алексеева: «Меня интересуют межкультурная коммуникация и проблема формирования межкультурной компетенции в рамках преподавания и изучения немецкого языка электронными средствами. В этой области пока больше вопросов, чем ответов».

Т.Иванова: «Впервые в Институте языка прошел семинар, на котором эффект «присутствия» был настолько реален, что ни технические сложности, ни расстояние между Гиссеном и Казанью не помешали оживленному обмену мнениями о том, как и насколько должны и могут использоваться ЭОР на занятиях по иностранным языкам. Хотелось бы проводить такие мероприятия почаще».