29 марта 2013
Одаренные учащиеся: восхождение к индивидуальности

23-24 марта 2013 года кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств был организован и проведён выездной семинар-практикум для учителей и руководителей государственного автономного общеобразовательного учреждения «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» в районном центре Актанышского района – селе Актаныш на тему «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися в условиях поликультурного образовательного пространства».

Данное мероприятие было организовано в рамках многостороннего сотрудничества между Институтом филологии и искусств КФУ и Актанышской гуманитарной гимназией-интернатом для одаренных детей. Целью семинара-практикума являлось вооружение работников этого уникального образовательного учреждения практическими навыками выявления умственно одаренных детей и конструирования реальных стратегий их дальнейшего развития с учетом индивидуальных особенностей. Занятия были проведены ведущими преподавателями кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования доктором педагогических наук – профессором Р.А. Фахрутдиновой и кандидатом педагогических наук, доцентом С.Ф. Егеревой. Данная работа включала как теоретические элементы, так и практикум для учителей школы по вопросам, вызывающим их наибольшие затруднения в работе с одарёнными детьми. Информационные блоки семинара чередовались сопутствующей демонстраций методик диагностики и развития, организацией практической деятельности слушателей.

Слушатели получили содержательную информацию о сущности понятий «умственная одаренность», «умственные способности» и «интеллект», видах одаренности и категориях одаренных детей. Особый интерес вызвали практические занятия по самотестированию по методике, которая призвана выявить умственно одаренных детей на первичном уровне (составление первичного информационного банка). Это дало возможность учителям самостоятельно оценить возможности детей, выявить индивидуальные проблемы, мешающие раскрытию одаренности ребенка и правильно выстроить стратегию дальнейшей работы с ними.

Учитывая, что в данной школе уделяется серьёзное внимание научно-исследовательской деятельности, как учителей, так и одарённых школьников, особое внимание на семинаре-практикуме было уделено технологии организации научного исследования как особой формы познавательной деятельности одарённого школьника. Профессор Резида Ахатовна Фахрутдинова в доступной форме представила процедуру инновационного поиска, компоненты научного аппарата исследования, а также соотношение фундаментального и прикладного в исследовательской деятельности самого учителя.

Работа проходила в интерактивном режиме с демонстрацией разных способов работы с одаренными детьми и при активном участии учительской аудитории. Заинтересованный коллектив педагогов и руководителей гимназии-интерната сделал эту работу не только познавательной, но и веселой, увлекательной, а предлагаемые решения заданных в разных ситуациях познавательных задач – интересными и оригинальными.

В скором будущем подобная практика будет не только продолжена, но и значительно расширена в контексте создания в Республике Татарстан сети общеобразовательных учреждений интернатного типа для одаренных детей в соответствии с решениями Попечительского совета Казанского федерального университета от 26 февраля 2013 года.