18 марта 2013
Научно-практический семинар "Религиозные практики и политика в странах ЕС и России"

5 марта 2013 года на философском факультете КФУ при поддержке Центра культурных исследований постсоциализма и Центра ЕС VOICES состоялся научно-практический семинар «Религиозные практики и политика в странах ЕС и России».
Это мероприятие представляет собой один из первых опытов междисциплинарного сотрудничества различных подразделений КФУ в сфере религиозных исследований – кафедры религиоведения, Центра ЕС VOICES, Центра культурных исследований постсоциализма и кафедры социологии. Семинар предоставил замечательную возможность обменяться опытом в исследовании религиозной жизни, проанализировать плюсы и минусы различных тактик полевых исследований, методологических подходов.
Д-р Милда Алискаускине из Литовского Университета Витаутас Магнус представила доклад «Религиозное многообразие и его восприятие в Европе», основываясь на данных как Евробарометра, так и собственных исследований. Интересно, что Литва по сравнению со многими другими европейскими странами, отличается меньшей долей дискриминации по религиозному признаку. Зачастую можно обнаружить весьма необычные случаи межрелигиозного сотрудничества – так, в одну из кришнаитских школ страны мусульмане также охотно отдают своих детей, привлекаемые толерантным отношением к себе.
Гузель Гузельбаева поделилась рядом результатов исследования, проведенным кафедрой социологии в 2012 году. Обращает на себя внимание явления диффузной идентификации – например, отсутствие веры в Бога среди определенного процента людей, назвавших себя мусульманами или православными, диффузная идентичность – смешение веры в Бога с верой в «высшие силы», астрологию. Апеллируя теории деприватизации религии Хосе Казановы, исследователь сделала предположение о выходе религиозной молодежи в публичное пространство без опоры на формальные институты.
Лариса Астахова рассказала о результатах исследования, проведенного в прошлом году. Опрос полутора тысяч татарстанцев также выявил наличие смешанных пониманий веры и религиозного поведения, слабое знание религиозных канонов большинством верующих. Интересно взаимопроникновение религий – так, вопросе, касающемся понимания Бога, примерно равные доли как православных, так и мусульман, выбрали определение «Бог есть любовь».
Ефлова Мария затронула одну из наиболее дискуссионных тем, касающуюся не только религии – толерантности. Что это – просто терпимость, или активная гражданская позиция? Какова толерантность к хиджабу? Каково отношение населения к браку между представителями различных религий, к переходу человека из одной религии к другой?
Важность исследования повседневности религиозной жизни была затронута в презентации Ирины Кузнецовой. Благотворительная деятельность выступает частью социального капитала верующих в случае наличия частных взаимодействий между членами общины. Мусульманские общины в европейских странах и США чаще выступают центрами благотворительной помощи и социального служения, оказывая не только материальную помощь, но и волонтерскую поддержку нуждающимся, по сравнению с татарстанскими общинами.
Лариса Усманова представила исторический ракурс развития мусульманских общин в Германии, укоренившихся на территории к концу 17- началу 18 века. Наряду с экзотизацией ислама, в немецкой культуре присутствовало и изучение этой религии как философской доктрины – так, известно, что Гегель восхищался исламом. После 1920-х годов большую роль в мусульманской общине стали играть представители татарской интеллигенции, переехавшие в Германию.