17 марта 2013
ВЕСНА – ВРЕМЯ НАУКИ

13 марта на философском факультете прошла итоговая студенческая конференция. Как и обычно, она прошла в форме соревнования на лучший доклад. На конференции работали четыре секции: философии, политологии, конфликтологии и религиоведения.

 

На философской секции состязались студенты 2-4 курсов. Тематика выступлений говорит о том, что студенты видят самые главные проблемы современной философии, серьезно изучают историю философской мысли, и о том, что диапазон их интересов постоянно расширяется. Всего на секции философии выступили 11 докладчиков. Среди них – двое второкурсников, участвовавших в студенческом научном форуме впервые.

Неожиданной темой удивила участников конференции студентка 2 курса Анастасия Аспидова: «Философские смыслы средневековой демонологии». Жанна Мукашева защищала на конференции курсовую работу по теме «Платон: критика софистов». Студентка уверенно анализировала социальные, исторические и культурные предпосылки феномена софистов, основные положения их философии, содержание критики софистов Платоном. Интерес участников конференции вызвала весьма успешная попытка докладчицы выяснить причины, по которым в истории философии долгое время сохранялось негативное отношение к деятельности софистов.

Третьекурсник Самсон Либерман выступил с темой «Историзм как принцип становления субъектности». Студент обнаружил связь между становлением принципа историзма и возникновением нововременного субъекта, который, с точки зрения докладчика, «не может мыслить себя как-то иначе нежели через собственную историю». Автор пришел к выводу, что «историзм является не столько следствием возникновения субъекта, сколько формой его реализации, способом бытия в качестве такового».

Две участницы конференции анализировали философские проблемы гендера. Эта тематика постоянно возникает на студенческих конференциях в последние годы. Обе девушки получили в ходе обсуждения вопрос о причине интереса именно студентов философского факультета к данной проблеме. Третьекурсница Полина Котляр рассказала о философско-антропологическом содержании известного мифа об андрогине в его диалоге с современностью и провела анализ эвристических возможностей применения идеи адрогинности в современной философии пола. Студентка четвертого курса Екатерина Панкова посвятила свое выступление анализу гендерной знаковой асимметрии общества. Она противопоставила «маскулинный» и «фемининный» дискурсы не только в качестве противоположных концепций, но и как принципиально различные картины мира, строящиеся на своих особых принципах.

Студент третьего курса Лев Александров рассматривал весьма актуальную специфики отчуждения в обществе потребления. Оказалось, что эта тема ставит перед исследователем гораздо больше вопросов, чем это кажется на первый взгляд. Николай Смирнов (3 курс) размышлял о том, каким должен быть философски мыслящий человек и что значит для него сообщество философствующих. Айгуль Набиева (3 курс) обдумывала трансформации человека, располагающегося в медийной реальности.

Тематические приоритеты четверокурсников варьировались от философии психологии до философии политики. Раушания Хазиева выступила с докладом на тему «Теория психологических типов К. Юнга в контексте современности» и продумала вопрос о границах применимости этой теории к нам, современным людям. Глеб Леонтьев представил доклад «Синергетический подход к проблеме когерентного развития гражданского общества и государства», в котором рассмотрел человеческое общество в виде открытой, нелинейной системы и в этом контексте осмысливал взаимоотношения государства и гражданского общества. С позиций синергетики докладчик пришел к выводу о невозможности тотального управления обществом со стороны государства. Алия Ахтямова выступала с докладом на тему «Желание и символический пласт бытия: поиск оснований», в котором рассматривала сложнейшую проблему философии постмодерна, которую коротко обозначила как «связь желания, языка и бессознательного».

Каждый докладчик получил немало вопросов, что говорит о взаимном интересе участников к работам друг друга. Вопросы, прозвучавшие из жюри, равно как и ответы на них, свидетельствуют о том, что преподаватели видели в студентах своих младших коллег, вполне обозначивших свое место в мире философии и воспринявших от своих наставников любовь к этой отрасли человеческой мысли, о которой сказано: «все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной» (Аристотель).

 

Победителями состязания на секции философия стали:

 

I место – Либерман С.А. (3 курс). Принцип историзма: границы и возможности. Науч. рук. – доц., к.ф.н. Н.А. Терещенко.

II место – Панкова Е.С. (4 курс). Гендер как методологический принцип исследования общества. Науч. рук. – проф., д.ф.н. А.Б. Лебедев.

III место – Котляр П.С. (3 курс). Философско-антропологический аспект мифа об андрогине: диалог с современностью. Науч. рук. – доц., к.ф.н. Г.К. Сайкина.

 



Секция политологии.

В этом годы доклады на секции политологии отличались разнообразностью тем, выбранных студентами. Приятно отметить, что студенты отделения политологии всех курсов приняли активное участие в работе конференции, а уровень представленных докладов был очень высоким. Открывала работу секции студент 2 курса Ольга Волчкова с докладом о феномене доминирующей партии условиях электорального авторитаризма. Несмотря на то, что это был первый опыт участия Ольги на конференциях подобного рода, ее доклад отличался научной строгостью и богатым эмпирическим материалом. Вторым докладчиком была Разина Гайбадуллина, представлявшая 3 курс отделения политологии. Ее доклад, посвященный политическим элитам национальных республик России, был признан крайне интересным и актуальным всеми участниками конференции, учитывая, что эта тема является актуальной для анализа политического процесса в Республике Татарстан. Айдар Закиров с третьего курса отделения политология презентовал свое исследование, посвященное взаимодействию групп интересов и российского парламента. Особая значимость и сложность данного исследования заключается в том, что изучаемые Айдаром политические взаимодействия скрыты от глаз исследователя, однако Айдару удалось выявить их основные характеристики. С точки зрения примененной методологии наиболее интересное исследование и не менее интересная презентация были у студента 4 курса Зиннатуллина Айдара. Он применил сложные математические методы для доказательства своих гипотез о соотношении позиций партий и различных измерений партийных размежеваний в странах Западной и Восточной Европы. Без сомнения стоит отметить, что именно за исследованиями такого рода стоит будущее отечественной политологии. Одно из самых сильных выступлений на конференции стало выступление студента третьего курса Владислава Золова. Тема его исследования – форма правления непризнанных государств. Данная проблематика в современной политической науке раскрыта не достаточно глубоко. Владислав провел самостоятельное исследование форм правления Южной Осетии и Косово и пришел к крайне интересным выводам. Его доклад вызвал широкое обсуждение на секции. Очень красочный доклад был представлен студентом 4 курса Юлией Калимуллиной. Благодаря красочной презентации ей удалось привлечь внимание аудитории и рассказать об особенностях восприятия США и России общественностью этих стран. Студент 4 курса Дарья Кулакова выступила с докладом об агитации как этапе предвыборного процесса. Стоит отметить высокую прикладную ценность данного исследования и то, что Даша знакома с предвыборным процессом достаточно близко, так как являлась активным его участником во время последнего электорального цикла. Обладательница диплома за лучшую студенческую научную работу КФУ за 2012 год Сирюкова Яна (4 курс) представила свое исследование о постконфликтном восстановлении на Кипре. Исследования подобного рода имеют не только теоретическую, но и прикладную ценность, так как результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки рекомендаций по преодолению подобных конфликтов и постконфликтному восстановлению. Заключительный доклад студента 3 курса Алисы Стеблинской был посвящен дискурс-анализу политики мультикультурализма в Великобритании. Алиса выступила с очень интересной и яркой презентацией и продемонстрировала широкую эрудицию и глубокие знания о предмете исследования.

Преподавателям кафедры политологии было очень не просто определить лучшие доклады конференции, распределить места и публикации. Уровень докладов был чрезвычайно высоким, были как прикладные, так и теоретические работы, которые тяжело было сравнивать. Без сомнения стоит отметить, что студенты отделения политологии показали себя с самой лучшей стороны и продемонстрировали навыки проведения действительно научных исследований.

Итак, по итогам конференции первое место поделили Владислав Золов (3 курс) и Айдар Зиннатуллин (4 курс). Второе место было присуждено Яне Сирюковой (4 курс). Третье место заняла Алиса Стеблинская (3 курс). Доклад Ольги Волчковой (2 курс) получил поощрительный приз «Дебют», как самому молодому и перспективному участнику конференции. Все участники и победители конференции получили памятные подарки и право опубликовать свои работы виде статей и тезисов в итоговом сборнике, который будет издан в издательстве КФУ.



Наука глазами конфликтологов КФУ

13 марта 2013 г. на отделении конфликтологии философского факультета прошел День студенческой науки. Десять лучших студентов-конфликтологов представили результаты своих научных исследований в форме докладов.

Студенты отделения конфликтологии знают, что заниматься наукой – важно и престижно. На вопрос, что для Вас представляет День студенческой науки, они с уверенностью отвечают, что это новая для нас возможность вынести на обсуждение результаты своих научных исследований, открыть для себя перспективы научной карьеры, развить навыки научных дискуссий, внести свой вклад в развитие конфликтологии как науки. И не важно докладчик ли ты, или дискутант, или просто слушатель… Такие конференции позволяют расширить кругозор и разносторонне развиваться студенту как личности ускоренными темпами. 

Действительно, на кафедре конфликтологии созданы все условия для ведения студентами полноценной научно-исследовательской деятельности. Одной из площадок для первой апробации своих шагов в науке является студенческий научный кружок, по итогам работы которого и были выбраны те самые десять лучших докладчиков, которые представили свои работы на Итоговой научной студенческой конференции.

Новым явлением при проведении Дня науки на отделении конфликтологии стало введение института дискутанта, в роли которых выступили преподаватели кафедры. Основная цель дискутантов была помочь студентам разобраться в многочисленных подходах, концепциях, понятийном аппарате и методологии одной из самых молодых социальных наук – конфликтологии, а также помочь выбрать, то научное направление, в котором можно было бы двигаться дальше.

А направлений в конфликтологии действительно много. Это уже было видно из названий докладов, которые были представлены в ходе  научного мероприятия: «Особенности управления межличностными конфликтами в трудовом коллективе» (В. Абдульманова), «Методы диагностики и исследования конфликтов» (М. Гибадуллина), «Конфликт идеологий в современном российском социуме» (Л. Румянцева), «Реакции оппонентов в межличностном конфликте как показатели эмоционального состояния» (Р. Фаттыхова), «Влияние неформальных отношений на конфликты в рабочем коллективе в России» (К. Юрк), «Методы исследования семейных конфликтов» (Васильева Е.А.), «Влияние религии на семейные конфликты» (З. Вильданова), «Тактики ведения переговорного процесса с террористами» (Е. Дядькина), «Региональные конфликты как фактор глобальных угроз в современном мире» (Н. Тимофеева), «Международные отношения: конфликты и сотрудничество» (А. Хакимова). Это еще не все проблемы, изучением и решением которых занимается конфликтология в научном и теоретическом плане.

Выступления участников конференции показали высокий уровень знания проблем в различных отраслях конфликтологии. Несомненным достоинством студенческих научных работ является логическая последовательность изложения тем исследований, глубокое освещение основных принципов и проблемных аспектов конфликтологии, удачное сочетание теории и практики. Приятно видеть, что год от года происходит неуклонный рост качества студенческих работ, что свидетельствует о повышении уровня научной подготовленности студентов-конфликтологов.

В этом году важно отметить и рост интереса студентов к науке. Большинство присутствующих задавали выступающим серьезные вопросы, причем на некоторые из них ответить было не так-то и просто. В результате между докладчиками и слушателями нередко возникали жаркие дискуссии на основе различных точек зрения на процессы и события. Это и не удивительно, конфликтология – молодая, междисциплинарная, практически ориентированная наука, вобравшая в себя все самое лучшее.

Все представленные доклады были сделаны на высоком научном уровне, поэтому жюри было сложно определить лучших среди лучших. Однако решение было принято. Первое место присудили студентке третьего курса М. Гибадуллиной, второе место – студентке второго курса Е. Дядькиной, третье место – студентке второго курса Н. Тимофеевой.

Кафедра конфликтологии поздравляет победителей, и желает всем студентам не останавливаться на достигнутых результатах и еще активнее участвовать в разнообразных научно-практических конференциях, представляя кафедру конфликтологии с новыми научными и практическими разработками во всех уголках России и за рубежом!

 

 



Источник информации: Деканат философского факультета