05 марта 2013
Кадровый резерв ведущих консультантов по вопросам развития системы образования осваивает дистанционные технологии обучения

27 февраля на базе Департамента развития образовательных ресурсов была организована стажировка по направлению «Формирование единой информационно - образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и муниципального образования». Предварительно слушатели прошли  конкурсный отбор для обучения на курсах по этой дополнительной образовательной программе в рамках мероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования». Были определены примерные вопросы стажировки: организация системы дистанционного обучения, организация в образовательном учреждении работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), дистанционное обучение, системы дистанционного обучения в школе, дистанционное обучение в Республики Татарстан (проект "Телешкола" как основа работы в республики с детьми с ограниченными возможностями здоровья и удаленными школами), ЭОР: разработка и применение. В течение всего пребывания в Департаменте развития образовательных ресурсов слушатели не только обсудили теоретические аспекты заявленных вопросов стажировки, но и повысили свои практические компетенции.

Информатизация образования уже широко шагает по общему образованию, но всё-таки очень многое зависит от отношения его руководителей к возникающим проблемам при использовании, например, дистанционных технологий в обучении. Система дистанционного образования сегодня есть не только на уровне всей России, но и в каждом регионе нашей большой страны. Как выяснилось в ходе обсуждения, модератором которого была Г.В. Ившина (директор Департамента развития образовательных ресурсов, профессор кафедры информационных систем Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ), проблемы  применения дистанционных технологий в обучении похожи у всех: нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, учебно-методическое сопровождение, кадры и финансирование…

Большое количество информационных образовательных ресурсов интернета, к сожалению, часто не только не может обеспечить должное качество, но и просто является недоступным в силу технических причин. Вопросы кадрового обеспечения применения дистанционных технологий в обучении школьников сегодня решается через специальные программы повышения квалификации. И здесь современные технологии (онлайн мультимедиа технологии) открывают поле для обмена опытом и, конечно же, образовательными ресурсами. О возможностях интерактивной доски, требованиях к преподавателю и ученику, открытых образовательных ресурсах и их создании, системе дистанционного обучения в школе и многих других вопросах шел разговор на круглом столе, где каждый не только высказал своё мнение, но и узнал о достижениях своих коллег и Казанского федерального университета (http://www.kfu-elearning.ru/).

О.А. Кашина, руководитель Центра дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ, доцент кафедры анализа данных и исследования операций Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ рассказала об этапах формирования системы дистанционного обучения в КФУ, остановившись подробно на опыте применении электронных средств обучения на кафедре. Она сделала обзор технологий, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, продемонстрировала обучающие системы на сайте кафедры (http://kek.ksu.ru), рассказала о возможностях и особенностях их использования в учебном процессе, провела SWOT-анализ этой сферы образовательной деятельности кафедры.

В.Н. Устюгова, начальник отдела организации дистанционного обучения Центра дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ, ст. преп. кафедры системного анализа и информационных технологий Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ рассказала об опыте КФУ по внедрению систем управления обучением (СУО) в учебный процесс. Она отметила, что внедрение СУО включает два этапа: подготовку к процессу обучения и собственно учебный процесс. На этапе подготовки к процессу обучения преподаватель должен научиться структурировать учебный материал, овладеть навыками разработки педагогического сценария для дистанционной формы обучения и должен познакомиться с возможностями СУО (такой, например, как MOODLE). Далее следует подготовить учебный курс в СУО (MOODLE). На этапе процесса обучения преподаватель должен уметь осуществлять учебный процесс в дистанционной форме, а также проводить мониторинг деятельности учащихся в пределах дистанционного курса (проверять задания и оценивать их, отслеживать процесс выполнения тестов, общаться с обучаемыми в форумах и чатах и т.д.). Участникам семинара были продемонстрированы образцы дистанционных курсов, даны рекомендации по разработке дистанционных курсов на базе учебно-методических комплексов и представлен регламент разработки дистанционных курсов в КФУ.

Р.А. Валитов, заместитель директора Департамента развития образовательных ресурсов, познакомил участников семинара с различными вариантами возможного сетевого взаимодействия между преподавателем и обучаемыми: системами вебинаров и видеосвязи – вариантов онлайн-мероприятий, позволяющих проводить встречи, занятия или презентации через Интернет в режиме реального времени. На примере сервиса iMind была продемонстрирована возможность организации подобных мероприятий и их функциональные возможности, такие как виртуальная доска, работа с документами, управление ролями участников, чат, видео и голосовая связь, проведение голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Участники семинара смогли лично на примере сервиса vAcademia опробовать виртуальные 3D миры – технологию компьютерно-моделированной многопользовательской среды, где пользователи приобретают формы и свойства аватара — своего графического (видимого другим пользователям виртуального мира) представления. Виртуальные миры могут быть использованы для проведения вебинаров, онлайн-занятий, онлайн-конференций и других онлайн-мероприятий в режиме реального времени. Функция записи позволяет многократно использовать проведенное занятие.

Все выступления были заслушаны с большим вниманием. Участники семинара активно включились в обсуждение рассмотренных тем, с большим интересом знакомились с новыми технологиями и осваивали новые интерактивные методы обучения. По окончании семинара слушатели выразили готовность применять полученные знания и навыки в своей преподавательской практике.