11 октября 2017
Обмен опытом: модели подготовки учителей в России и Германии

10 и 11 октября в Елабужском институте КФУ состоялись мероприятия с участием представителя Технического университета Дрездена Тобиаса Бауэра.

Это лекция немецкого гостя по теме «Профессиональные компетенции учителя в Германии. Планирование урока как задача университетской подготовки учителя», круглый стол по теме «Новая модель подготовки учительских кадров» и обсуждение технологических карт урока.

Впечатлениями об одном из выступлений гостя поделились профессор кафедры немецкой филологии Елена Шастина и доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Роман Шкилев: «Сегодня речь шла о том, как организована подготовка будущих учителей Технического университета Дрездена, педагогической практике студентов. На примере подготовки учителей для гимназии лектор показал, как это организовано в университете, обозначил особенности подготовки, в частности, рассказал о междисциплинарных группах, где студенты изучают инвариантную модель урока без учета конкретной специальности. Частные методики на универсальном модуле не рассматриваются - общая дидактика помогает планировать универсальный урок. А когда начинается референдериат (многомесячная стажерская практика), студенты, имея теоретические знания, могут эту теорию спроецировать на конкретный предмет, т.е. разрабатывают свой собственный урок. У них больше творческой составляющей на модуле до практики. Преподаватели методики, как мы поняли, ставят менее жесткие условия, но больше времени уделяют анализу того, что студенты делают. Анализ конспектов уроков (на что обращают внимание студенты при планировании урока, представляя себе модель урока) является также одним из направлений научных исследований».

В завершении встреч доцент кафедры педагогики Владислав Виноградов поблагодарил немецкого гостя за интересный разговор, интерес к нашим проектам: «Визит господина Бауэра, на мой взгляд, дал даже большие результаты, чем те, на которые мы рассчитывали. Определены достаточно четко цели нашего сотрудничества. Это, прежде всего, разработка общего модуля педагогической подготовки будущих учителей, что создаст возможность обмена студентами, при котором наши студенты будут осваивать часть учебного плана в Дрезденском университете и наоборот, студенты Германии будут приезжать к нам для освоения ряда компетенций в нашем университете. Без такого обмена студентами невозможно говорить о долгосрочных и прочных контактах между вузами.

Кроме того, определены конкретные шаги в достижении этой цели. Они связаны с согласованием компетенций или результатов образования в рамках модуля и с согласованием системы оценивания результатов освоения модуля, что позволяет обеспечить мониторинг образовательного процесса со стороны Дрезденского университета и Елабужского института КФУ по данному модулю. Кроме этого мы договорились о том, что с учетом специфики российской и немецкой систем образования мы можем выстраивать различные пути достижения цели, более отвечающие тем условиям, в которых функционируют наши вузы».

Господин Бауэр, в свою очередь, выразил большую благодарность за приглашение и теплый прием. Он также считает, что за два прошедших дня сделано очень многое и особо подчеркивает, что найдены общие моменты, которые могут стать основой для будущей совместной работы. Представителей Елабужского вуза будут ждать в ноябре в Дрезденском университете для продолжения переговоров. Тобиас Бауэр приезжает в Россию во второй раз, но: «в Елабуге я был впервые и немного волновался перед поездкой, волнение улеглось, когда я почувствовал теплую, добрую, и, вместе с тем, ответственную рабочую атмосферу». Несмотря на насыщенный график пребывания, наш гость успел посетить основные исторические места города, а также побывать на территории бывшего лагеря для немецких военнопленных (ныне женский Богородицкий монастырь) и отдать дань памяти своим соотечественникам, покоящимся в елабужской земле.  

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ