20 апреля 2017
Вопросы дальнейшего развития ИФМиБ КФУ вынесены на обсуждение коллектива института

Вчера, 19 апреля, состоялось заседание Ученого совета ИФМиБ, которое посвятили обсуждению вопросов развития института. Мероприятие, которое прошло в формате круглого стола, стало первым из серии обсуждений, которые планируюется проводить и в дальнейшем.

Надо сказать, что повод к подобного формата встрече назрел давно и заключен в необходимости вуза в целом и института в частности, как игрока на международном рынке образования и науки, влиться в систему университетов третьего поколения.

Этот современный тренд предполагает наличие у вузов, помимо характерных для ранних этапов образовательной и научной функций, также задач по извлечению экономической выгоды из ноу-хау, созданию того, что имеет экономическую ценность, наличие междисциплинарной методологии исследований, глобальной пространственной ориентации, подготовки профессионалов, ученых и предпринимателей.

Кроме того, университет, для того, чтобы быть конкурентоспособным, должен быть открыт, сотрудничать со многими партнерами, иметь трансдисциплинарные исследования, стремиться к росту значения университетских институтов, быть космополитичным и действовать при отсутствии прямого государственного финансирования и вмешательства государства в управление.


Решаются, таким образом, следующие задачи: подготовка специалистов для массового рынка, организация передовых исследований посредством создания в своей структуре мульти- и трансдисциплинарных институтов в кооперации с бизнесом и в качестве инструментов привлечения новых источников дохода, реализация функции предпринимательского университета, участие в создании конкретных ценностей для общества путем поддержки техностартеров и получения доходов от прав интеллектуальной собственности.


Важно, что университет третьего поколения должен быть глобальным, а не национальным, служить центром международной карусели ноу-хау, привлекая сотрудников и студентов со всего мира, использует английский язык как lingua franca и, кроме прочего, являться хабом – ядром сети организаций, создающих знания и инновации. Такие университеты также тесно сотрудничают с бизнесом, спин-аутами, научно-исследовательскими институтами и зарубежными университетами.

Для реализации всего этого университету третьего поколения необходим новый организационный формат для достижения трех своих целей. Это подразумевает снижение роли факультетов, новый подход к каналам распределения и приоритизации финансирования научных исследований, новые методы преподавания и массового образования. Выделение НИОКР в отдельный бизнес, который должен генерировать собственный доход. Данный переход от «центра затрат» к «бизнесу, создающему ценность» означает возникновение пятого подхода к управлению исследованиями.

Все эти и другие постулаты, отражающие образовательные и инновационные тенденции современности, можно найти в следующих изданиях: Дэвид К. Коэн «Ловушки преподавания», Стефан Коллини «Зачем нужны университеты?», Кент Селтман «Практика управления Мауо Clinic», Стивен Котлер «Мир завтра. Как технологии», Клаус Шваб «Четвертая промышленная» революция», Йохан Г. Виссема «Университет третьего поколения».

Директор ИФМиБ Андрей Киясов, обращаясь к коллегам, заметил: «Наука, которой мы занимаемся, переводится сейчас в отдельный бизнес, который должен приносить доход. Наша дорожная карта должна нам помочь сделать хотя бы шаг к университетам третьего поколения. Если говорить о преподавании на английском языке, мы – одни из немногих, кто к этому стремится. У нас уже есть начало и ядро для дальнейшей реализации. Сегодня мы имеет возможность для развития в этом направлении – использование средств, которые выделены в рамках ППК. Их нужно было пустить и на развитие, и на образование, не только на научные лаборатории, что, благодаря коллегам, было сделано в прошлом году. Сейчас средства ППК предпочтительнее тратить там, где научные группы могут инициировать создание НИОКР как бизнеса, то есть, где есть потенциально некий продукт, который можно предложить обществу. Основная функция университета может быть выстроена на том, что мы с вами по своему оснащению находимся на уровне с ведущим университетами мира, поэтому к нам заходят ведущие компании и заказывают исследования, но проблема в том, что мы сами не находимся в активном поиске, не предлагаем свои возможности,  имеем их, но не используем их в полной мере».

Одно из основных замечание и предложений во время встречи звучало так: «Большинство ученых заточены под фундаментальную науку, а под продвижение результатов научной деятельности должны выделяться отдельные штатные единицы – менеджеров-продвиженцев».

По мнению Альберт Ризванова, большинство успешных лабораторий на западе – гибридные, у них есть фундаментальные исследования, а есть прикладные.  «К примеру, у профессора есть компания, в которой он коммерциализует результаты своих, в том числе, фундаментальных исследований, - подчеркнул ученый. - Отказываться от фундаментальных работ целиком не следует, потому что под фундаментальные исследования имеются средства финансирования. Ученые готовы заниматься фундаментальной наукой и трансляцией своих результатов, но они в очень редких случаях готовы работать под заказ, если им это не интересно. И поэтому такие исследования проводятся обычно либо в ЦКП, либо в специализированных НОЦ, которые заточены под определенный процесс и для них заказы извне являются профильными. Именно поэтому здесь нужно найти баланс трех компонент, но первые две – фундаментальные и трансляционные – очень плохо сочетаются с заказами извне».

Во время встречи Андрей Киясов выразил одну из ключевых мыслей:

 «Мы живем в таком мире, который постоянно меняется и финансирование может прекратиться. То, что вы можете привлекать средства из государственных фондов и у вас есть на то компетенции, это прекрасно, но когда финансирование закончится, мы сможем получить средства только из двух источников: первый – образование, второй – продажа результатов научной деятельности».

Также во время заседания обсуждались вопросы профилизации биологического образования, повышения осведомленности выпускников бакалавров о потенциальных местах работы, увеличения времени, затрачиваемого на практические занятия, повышение качества практических занятий, приводились данные социологического опроса, отражающего уровень удовлетворенности студентов-биологов качеством образования и видение ими своих перспектив. Отдельной темой для обсуждения стала оптимизация кафедральной системы управления, возможности создания более междисциплинарных и эффективных структур.

Следующее заседание планируется провести через неделю, 26 апреля. За это время все сформированные за время встречи и за текущую неделю предложения будут вноситься в общий документ в онлайн-режиме.

Источник информации: Наталья Дорошкевич