07 февраля 2013
Мода на образование

Недавно прошедший Давосский форум привлек внимание образовательного сообщества РФ. Начатый на форуме спор, приведет ли распространение онлайн-технологий к революции в образовании, продолжился на дискуссионных площадках педагогического сообщества и на площадках модных клубов России. Учителя опасаются, как бы игрой в онлайн-образование не заигрались отечественные реформаторы.

Интерес к теме подогрело выступление на форуме в Давосе, а в конце прошлой недели на виртуальной встрече с российской аудиторией Дафны Коллер, профессора Стэнфордского университета, руководителя образовательного портала, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира. Портал открыт с прошлого года. И на сегодняшний момент им пользуются более 2,3 млн. человек из 196 стран. Инвесторами проекта выступили крупные американские университеты и компании.

"С миру по курсу" – назвала Дафна свой проект, объединивший, по ее мнению, лучшие курсы лучших вузов. Самый популярный среди ее курсов – курс по философии и логике, второй по популярности – по геймификации.

На встрече с Дафной в Digital October в Москве присутствовали преподаватели из МГИМО и МГТУ имени Баумана. На их прямой вопрос: «Вытеснит ли онлайн-образвание традиционное?» создатель образовательного портала ответила: "Я очень на это надеюсь!" "Давно пора дать студентам возможность самостоятельно учиться дома и приходить в аудиторию для того, чтобы обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, – сказала она. – Гораздо важней для него навыки критического мышления, совместной работы. А не навыки быстрого записывания лекций… Мне кажется, так мы и общество лучшее построим, а не просто систему образования".

Точки зрения на тему, представленные на Давосском форуме, выглядели так. Основатель Майкрософт Билл Гейтс считает, что дистанционное образование – это движущая сила в развитии образования. Рафаэль Райф, президент Массачусетского технологического института назвал онлайн-образование серьезным вызовом современным университетам, а Ларри Саммерс, почетный президент Гарвардского университета, утверждает, что оно – огромный потенциал для реализации совершенно новых идей. И он же подчеркнул, что наиболее весомое влияние онлайн будет иметь в развивающихся странах – откроет миру новых Эйнштейнов из любой точки мира, включая африканскую деревню.

Отношение к озвученным тезисам в российском педагогическом сообществе – настороженно критическое. "Бизнесмены диктуют, что нам делать в образовании", "Системам образования всех стран объявлена война", "Благодаря умелым маркетинговым ходам сначала будет уничтожена традиционная система образования, вытесненная онлайн-образованием, что выгодно американской вузовской корпорации. Затем останется два вида образования – дешевый онлайн для всех и очень дорогое – традиционное образование для элиты. Эти преобразования в России уже начались с объединения школ и создания образовательных школьных холдингов, сокращения учителей", "Онлайн-образование способно производить только недоучек-бакалавров третьего звена" – вот только часть высказанных страхов.

Авторы же более умеренные в оценках происходящего, сходятся во мнении, что дистанционное образование не заменит очное. Но оно вполне может захватить области репетиторства, массовой подготовки и переподготовки специалистов средней и низкой квалификации и сослужит службу тем, кто готов самообучаться и учиться всю жизнь.

По материалам НГ