13 февраля 2017
Учёные Института психологии и образования КФУ определили один из ключевых критериев формирования религиозного фанатизма

В центре внимания исследователей оказались не только жизненные трудности, стрессы, кризисы и конфликты, сопровождающие миграционный процесс,  но также и те психологические резервы и ресурсы личности, которые помогают мигрантам их успешно преодолевать.

Целью исследования ученых Института психологии и образования КФУ стал поиск механизмов, которые бы позволяли мигрантам-мусульманам гармонично адаптироваться и социализироваться в новых для себя условиях.

«Поскольку речь здесь идёт не просто о мигрантах, а именно о мигрантах-мусульманах, т.е. мы выделяем религиозный фактор,  мы рассмотрели именно то, как религиозность влияет на успешность адаптации мигрантов», - рассказывает  автор исследования, доцент кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Алёна Фролова.

Само исследование является частью проекта разработки программы мультикультурной подготовки учителя  САЕ «Учитель XXI века», разработкой и реализацией которого с 2016 года занимается Институт психологии и образования КФУ.  Проект полностью направлен на создание новой, универсальной модели подготовки будущих и уже работающих по специальности педагогов.

Известно, что в основе фанатичного религиозного поведения может лежать  определённый уровень приверженности к той или иной религии. Исследователям было интересно, как религия может влиять на успешность социализации, почему в одном случае религиозность является позитивным фактором в адаптации к новым условиям, а в  других, напротив, приводит к возникновению девиантных форм поведения. Изучение религиозной «Я»-концепции, мотивация обращения к Богу позволяет выделить благоприятные и неблагоприятные маркеры  процесса  адаптации.

Например, идея «избранности» при обращении к Богу может с большой долей вероятности свидетельствовать о фанатичной приверженности к религии. Феномен «избранности», с одной стороны, формирующий чувство идентификации с группой единомышленников, с другой – укрепляющий чувство превосходства над другими людьми (не исповедующими Ислам) способствует возникновению экстрапунитивного типа реагирования  - открытой, резкой формы выражения агрессии, направленной  на окружающих.  

Ощущение причастности  к спасению мира, принадлежности к передовому отряду истинных верующих – тревожный сигнал, говорящий о возможности зарождения религиозного фанатизма в каждом отдельно взятом случае. Именно этот тип мотивации обращения к богу заслуживает пристального внимания.

Если же мотивацией обращения к Богу является просьба о помощи, поддержке, поиск душевного спокойствия и т.д., то  такой тип религиозности  в большей степени помогает адаптироваться. Иными словами, такое самоощущение, как «я готов к принятию помощи, я открыт для взаимодействия, я  принимаю предлагаемые мне условия, поскольку это благо», действительно имеет больше шансов на успешную адаптацию и принятие новых условий существования.

Надо отметить, что исследование религиозности является логичным продолжением более раннего исследования экстремистских организаций в Татарстане, в частности, запрещенной в РФ экстремистской группировки «Хизб-ут тахрир».   Следующим этапом, говорит Алёна Фролова, будет сравнительный анализ уровня и характера религиозности у людей, которые принадлежат к экстремистским организациям, и тех, кто к ним не принадлежит, но относится к мигрантам. Изучаться будет, опять же, именно мотивация обращения к Богу, как одна их важнейших частей религиозной «Я»-концепции каждого человека.

В исследовании приняли участие порядка 170 человек со всего Татарстана. Работа по этому направлению ведётся Алёной Фроловой с её исследовательской группой из магистрантов Института психологии и образования КФУ уже три года и, как упоминалось выше, находится в промежуточной стадии. О конечных сроках завершения исследования пока говорить рано, но, как отметила автор исследования, результаты первого этапа  работы можно будет ожидать через несколько месяцев.

При этом уже есть некоторые интересные результаты: учёным ИПО КФУ удалось установить прямую связь между уровнем религиозности и уровнем социальной депривации. Иными словами, чем  выше уровень социальной депривации в среде мигрантов, тем ярче негативные проявления религиозности в человеке.

«Чем интенсивнее переживание неудовлетворенности, негативнее восприятие окружающей среды, отсутствие положительного видения своего будущего, тем патологичнее его религиозная «Я»-концепция», - добавляет исследователь.

Можно сказать, что таким образом мигранты,  неспособные удовлетворить свои базовые потребности, компенсируют их, погружаясь в религию со склонностью к формированию сверхценных идей: отсутствие ощущения социальной общности в новых условиях формирует у мигрантов, во многих случаях, ощущение своей «грандиозности» на фоне представления о том, что тот мир, в который они попали, «ужасен». Часто это усугубляется  уверенностью, что только они несут «свет и чистоту» в новый мир при помощи  веры. Как следствие, идёт разделение на «мы» и «они», на «своих» и «чужих». Известно, что в основе возникновения ксенофобии лежит  разделение «своих» - очень хороших, правильных  и « чужих» - плохих, неправильных.

Таким образом, в процессе социальной адаптации мигрантов значительным потенциалом, дающим им возможность более успешно встраиваться в новую среду и закрепляться на новом месте, обладает  религия. Именно она способствуют преодолению состояния депривации (психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять свои жизненные потребности) переселенцев и выступает важным социально-психологическим механизмом социализации мигрантов-мусульман.

В основной группе риска по развитию религиозного фанатизма находятся подростки-мигранты, которые, как и все подростки, они очень категоричны в своих суждениях. Исследуя мигрантов этой возрастной группы, учёные ИПО КФУ планируют разработать целостную и современную программу подготовки будущих учителей к работе именно с подростками-мигрантами в школе с учётом их этнокультурных и конфессиональных особенностей. Задача стоит серьёзная: научить будущих учителей формировать у их подопечных адекватные новым условиям адаптационные механизмы. Ведь достаточно часто именно от действий учителя зависит  то, как ребёнок будет воспринимать окружающий мир. 

Источник информации: Дина Зарипова
Комментарии
биолог 13.02.17, 13:12
+2 
интересные наблюдения, а где они опубликованы? как ознакомиться подробнее?