25 ноября 2016
В КФУ завершилась II Международная научная конференция "Визуальная коммуникация в социокультурной динамике"

Второй день конференции закончился научными семинарами. Их провели доктора философских наук - профессор кафедры русской и зарубежной литературы Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского Вадим Михайлин и профессор кафедры социологии Удмуртского государственного университета Виктор Круткин.

Вадим Михайлин осветил в своем выступлении визуальную организацию поведенческих практик, начиная с древнегреческого симпосия (частный дружеский праздник) и до советского политического плаката.

Профессор на примерах показал, какими смыслами были наполнены изображения древних греков с точки зрения политики, общества, вопросов жизни и смерти. Также участники конференции смогли узнать о некоторых особенностях древних статуй и понять, какую смысловую нагрузку они несли.

В завершении своего выступления Вадим Михайлин рассмотрел принципы построения политических плакатов XX века. Он объяснил, как данные плакаты формируют образы политических лидеров, и почему возникает ощущение вовлеченности зрителя в изображенную реальность.

Следующим выступил Виктор Круткин. В этот раз речь шла о фотографии как артефакте культуры. Основная мысль заключалась в том, что фотографии – это не только образы, но и вещи. И если знаки и образы несут в себе какое-то значение, то вещи обладают значимостью. Двоякая природа фотографий и позволяет рассматривать их как артефакты, то есть как результат деятельности людей. Со временем компьютеризация изменила технологию создания фотографии, но результат (оболочка, сама фотография) остался прежним.

При этом, по мнению Виктора Круткина, «процесс восприятия фотографии – это часть задачи подчинения этой власти, где зритель может стать (а может и не стать) участником игры с изображением». Поскольку фото, считает докладчик, это результат того, как «картинка в поле видоискателя станет похожа на то, что он (фотограф – прим. автора) о ней думает». И этот вопрос соотнесения фотографа себя с миром через его камеру является очень важным для понимания фотографии как артефакта.

Источник информации: оргкомитет конференции