14 ноября 2016
Политолог Владимир Капицын: "Журналистика в России с совестью"

Все отрасли общественной жизни между собой тесно переплетаются, порой дополняют друг друга. На тему особенностей взаимоотношений медиа и политики мы поговорили со специалистами на съезде Российского общества политологов в Казани.

Большинство из них склоняются к тому, что, действительно, в современном мире медиа и политика неразрывно связаны, их степень интеграции очень высока. Интересны мнения, в которых приводится оценка трансформации медиа и политики от их союза.

«Сами медиа с технической стороны от этой связи не меняются, но наполняются месседжем, которые транслируются в угоду или в связи с политическими интересами», — считает декан факультета социальных технологий и управления Московского политеха Иван Чихарев.

«Складывается впечатление, что сейчас наши медиа являются рупором решений, которые необходимо преподнести в нужном русле. Они доносят ту информацию, которая необходима для правильной реакции на это решение», — говорит аспирант кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ Татьяна Журавлева.

 

Разъясняя роль медиа и политики в данном союзе и подчеркивая особенности их взаимодействия, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ Владимир Капицын отметил: «Точка соприкосновения в том, что медиа популяризируют политику. Помогают создавать доверие к политике. К сожалению, иногда они меняются местами. Медиа начинают выполнять не свою функцию – влиять на массы. Делают то, что должны делать политики. Ускоряя созревание настроений, опережая события, СМИ становятся авторами политики, хотя должны быть популяризаторами и разъяснителями её».

Говоря о месте медиа в структуре современных политтехнологий, мнения опрашиваемых разошлись.

«Я бы сказала, что это ведущее место, потому что формирование и общественного сознания, и динамика его – все задается медиа. Поэтому трудно недооценивать эту роль. Она сегодня крайне важна», — считает завкафедрой связей с общественностью и прикладной политологии ВШЖиМК КФУ Галина Морозова.

Оппонентом выступает завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ им.А.Н.Туполева Владимир Беляев: «Центральное, но не все может, как выяснилось. Все пять крупных медиа США работали на победу Хиллари Клинтон. Это ей не помогло. Не все решают медиа, если даже есть определенная договоренность».

В свою очередь профессор кафедры политологии и политического управления факультета государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте России Лидия Тимофеева подчеркнула решающую роль масс-медиа в поиске нацидеи России, споры о которой не утихают в последнее время: «Вопрос о ценностях, что нас объединяют, понятия современной морали надо обсуждать на федеральных каналах. Необходимо переменить повестку дня с внешнеполитической на внутриполитическую. Внутриполитическая повестка – даже не экономика, а кто мы такие и куда мы идем. Надо разобраться в самих себе, а не обвинять кого угодно. Наши медиа должны перестать копаться в грязном белье других стран, нужно разобрать свое».

 О готовности российских масс-медиа к информационному противостоянию с западными СМИ политологи высказывались наиболее охотно. Палитру мнений можно представить следующим образом.

«Мы видим, что именно в этой сфере сейчас происходят самые интересные процессы в мире. Насколько готовы? Последние лет 15 сделано много важных шагов по направлению. Конечно, нам еще далеко, но динамично развиваемся. Наши СМИ по-хорошему злые и кусачие», — считает И.Чихарев.

«В западных медиа существует некая демонизация Владимира Путина. Явно, что наши СМИ не способны противостоять этому, потому что они локально расположены только в России. Наши медиа не читают за рубежом. Надо развивать круглосуточные англоязычные каналы, которые отражали бы нашу позицию», — предлагает Т. Журавлева.

«Думаю, нашим медиа необходима определенная перезагрузка и модернизация. Мне кажется, медиа в слабой форме интегрированы в сегодняшнее мировое пространство», — уверена Г.Морозова.

Интереснее всего мнение В.Капицына, который подходит к данному вопросу с морально-этических сторон: «Журналистика у нас очень сильная. Мы ничем не уступаем. А вот во владении манипуляционными технологиями мы явно аутсайдеры. Задача противостоять Западу, а не манипулировать вдогонку или наперегонки. Здесь мы отстаем может быть и потому, что не совсем красиво пользоваться такими грязными методами. Журналистика в России с совестью, которой нет у наших коллег».

По мнению ведущих политологов нашей страны, политика и медиа тесно переплетаются. В большей степени политика влияет на медиа, хотя тенденции обратного влияния, установление СМИ в качестве четвертной власти тоже прослеживаются. Современные политтехнологии невозможно представить без тандема медиа. Масс-медиа в этом союзе играют решающую роль. Несмотря на это, все согласились, что отечественные СМИ не готовы к адекватному и полноценному информационному противостоянию внешним нападкам.

Автор: Павел Вахрушев