24 января 2013
Дистанционное обучение в КФУ: успехи и достижения

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций (Кун-цзы)

В учении нельзя останавливаться

Сюнь-цзы

Дистанционное образование. Несмотря на то, что данное словосочетание существует давно, у многих оно до сих пор вызывает большое количество вопросов. Возможно ли обучение на расстоянии? И можно ли так обучиться? Что это ‑ требование времени или необходимость?

Сейчас дистанционное обучение – это одна из мировых тенденций развития образования, его основой является использование систем управления обучением (СУО).

Для справки: система управления обучением используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения.

Год назад в Казанском федеральном университете был создан Центр дистанционного обучения. Ныне он базируется в Департаменте развития образовательных ресурсов. Как сегодня идет процесс внедрения дистанционного обучения в университете, что уже сделано и делается, какими достижениями сотрудники центра могут похвастаться и какие перед собой ставят цели?

Проректор по образовательной деятельности Рияз Минзарипов рассказал:

‑ Дистанционное обучение в Казанском университете существует, как минимум с 2008 года, хотя  его элементы были и раньше. Реализация обучения с дистанционными технологиями может быть разной, в том числе на базе  LMS MOODLE ‑ системы управления обучением, которая позволяет создавать дистанционные учебные курсы, включающие в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Развитие дистанционного обучения в Казанском университете можно разбить на несколько этапов. Началом первого  можно считать появление в университете первых персональных компьютеров. Почти сразу же стали создаваться электронные учебные материалы, которые стали реализовывать энтузиасты-одиночки. Второй этап (март 1995 года) – создание  сайта Казанского университета и, вслед за ним, сайтов отдельных факультетов и кафедр КГУ. Аналогичные процессы происходили и в вузах, входящих ныне в состав КФУ – Татарском государственном педагогическом университете, Казанском финансово-экономическом институте. Третий этап становления дистанционного обучения связан с началом использования системы управления обучением (LMS, Learning Management System) MOODLE (в КГУ первая установка MOODLE была сделана в 2008 году, в ТГГПУ – 2009-м). С 2010 года в системе дистанционного обучения широко используются ресурсы ИТ-парка и Центра информационных технологий РТ. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня надежности работы системы, защищенности, сохранности и доступности данных, что крайне важно для задач в сфере дистанционного образования. Сейчас  мы переживаем новый виток развития ‑ повышение эффективности учебного процесса за счёт использования активных методов обучения и индивидуализации.

Преподаватели КФУ работе в MOODLE обучаются бесплатно, курсы для них проводит Департамент развития образовательных ресурсов на базе факультета повышения квалификации. По окончании программы выдается официальный документ ‑ сертификат установленного образца. Обучение по созданию и использованию дистанционных курсов в MOODLE в 2012 году прошли 390 преподавателей.

Стоит сказать, что Казанский федеральный университет не просто эффективно реализует дистанционное обучение. Он является одним из ведущих в данном сегменте среди федеральных вузов страны. Обучение включает освоение не только базовых, но и «продвинутых» элементов MOODLE (объектов «лекция», «глоссарий», «база данных», HotPotatoes), обеспечивающих высокий уровень интерактивности учебного процесса и индивидуализации образовательных траекторий. В ряде дистанционных курсов используется мультимедийный контент (видео-лекции, анимированные векторные иллюстрации (Adobe Flash, Microsoft Silverlight) и др.). Кроме того, сотрудники Департамента развития образовательных ресурсов  четыре раза в неделю консультируют преподавателей КФУ по вопросам разработки и внедрения дистанционных курсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в общей сложности прошла 441 консультация, в том числе и через вебинары.

Департамент развития образовательных ресурсов может гордиться своими  результатами в 2012 году. Большим достижением стала разработка портала дистанционного образования КФУ www.kfu-elearning.ru, который содержит много полезной информации. В первую очередь, единую точку входа в систему дистанционного обучения КФУ, а также систему online помощи и форму обратной связи по вопросам обучения и работе в MOODLE; каталог дистанционных курсов; систему online трансляции мероприятий и архив их видеозаписей. В портале же можно найти статистику в реальном времени по загруженности площадок MOODLE.

 «Нас радует, что в  уходящем году вместе со всеми структурными подразделениями КФУ нам удалось получить  значительный рост числа преподавателей, использующих дистанционные технологии обучения, а также  количество активных дистанционных курсов. Проведена большая работа по разработке каталога дистанционных курсов. Благодаря сотрудникам Центра по развитию (руководитель - Гузель Последова) Департамента информатизации и связи реализована программная часть каталога, проведена его интеграция с системой Электронного университета и личным кабинетом сотрудника КФУ. Сейчас идут дальнейшие совместные работы с Центром по реализации некоторых запланированных функций каталога, его дальнейшей интеграции с порталом КФУ. Но нам есть куда расти. Например, необходимы изменения в нормативно-правовой базе. Кроме того, необходимо продумать систему материального поощрения авторов курсов и тьюторов, а также совместную с Пресс-центром, UNIVER TV работу по сопровождению дистанционного обучения, созданию библиотеки видео-лекций и других учебных ресурсов», ‑ отмечает руководитель департамента Галина Ившина.

Обучающие курсы у преподавателей университета пользуются большим успехом, о чем можно судить по отзывам, которые «ученики» оставили на страницах сайта департамента. Вот некоторые из них:

Р.Г.Мустафина, доцент кафедры психологии: «Спасибо за организацию и высокий уровень занятий, за доброжелательность. Предложение – продолжить обучение через ваши курсы. Приглашайте, пожалуйста, приедем с удовольствием!»

Н.С.Карамова, доцент кафедры микробиологии: «Отличный, полезный курс. Замечательный преподаватель ‑ высокий профессионал».

Сотрудники департамента сделали еще один шаг навстречу своим пользователям: сейчас все мероприятия транслируются напрямую в режиме online, так что желающие могут смотреть мероприятие через Интернет из дома или со своего рабочего места. Кроме того, через несколько дней после проведения мероприятия сохраненная запись появляется на сайте в разделе «Архив записей».

С такой положительной тенденцией Департамент развития образовательных ресурсов Казанского федерального университета вступает в новый 2013 год. Желаем сотрудникам департамента в наступившем году не терять своих позиций и тянуться к новым вершинам!