20 октября 2016
"Миссия выполнима!"

Гуманитарии КФУ готовы решать самые серьезные государственные задачи.

В этом году Казанский федеральный университет стал площадкой для проведения целого ряда крупных международных и российских гуманитарных научных форумов. Только за последние месяцы состоялись II Международный форум по педагогическому образованию, Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», Международный форум ЮНЕСКО по сбережению человечества, V Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы... А впереди - VI Международный научный форум конфликтологов, ХII Державинские чтения, II Съезд Российского общества политологов, III Садыковские чтения.

- Ильшат Рафкатович, в последние годы Казанский университет ассоциируется с подготовкой специалистов для естественнонаучных и информационно-технологических отраслей. Гуманитарии как бы на втором плане. Это так?

- Не совсем. Развитию гуманитарной сферы - области знаний о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности – уделяется неослабное внимание. Судите сами: гуманитарный блок университета сегодня – это шесть из четырнадцати институтов, сорок процентов всех учащихся, тридцать пять процентов всех научно-педагогических работников. Здесь реализуются сорок пять процентов основных образовательных программ КФУ.

Гуманитарии – это мощный фактор при решении государственных задач. Их роль возрастает в связи с необходимостью принятия стратегических моделей развития, преодоления рисков и вызовов современного глобального мира, обеспечения устойчивого развития. Они отвечают за гуманитарную безопасность общества, сбережение человеческого капитала – основы современной экономики. Неслучайно главной ценностью в Стратегии социально-экономического развития Татарстана объявлен человек, а высшей целью – создание благоприятных условий его развития и совершенствования.

- Другим словами, Татарстан заинтересован в идеях, предложениях и проектах университетских гуманитариев?

- В этом заключается их региональная миссия. Сегодня КФУ превращается в одного из ключевых драйверов развития Татарстана. Это своего рода суперуниверситет - по многообразию деятельности, охвату социального пространства, масштабам участия в решении проблем региона, востребованности своих разработок. Следовательно, развитие университетской науки и образования должно соответствовать приоритетам развития региона. Для гуманитариев они четко обозначены в упомянутой Стратегии - это обеспечение гражданского мира и межнационального согласия, сохранение исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков народов Татарстана, защита традиционных ценностей, формирование и накопление человеческого капитала. В сторону этих приоритетов и была развернута модернизация гуманитарных направлений в Казанском университете.

- Как все это выглядит на деле?

- Обеспечение общественной стабильности – ключевое условие социально-экономического прогресса Татарстана, на что неоднократно указывал президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Поэтому тема поддержания социальной устойчивости и межнационального согласия стала основной в научных изысканиях большинства университетских гуманитариев. Она пронизывает работу Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ. Его рекомендации кладутся в основу решений государственных органов по актуальным проблемам социально-политического развития республики. Эффективно действует университетский Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма. Он создан для обучения разрешению возникающих споров и конфликтов, выявления и профилактики действий экстремистского характера. Активную практическую работу на местах проводят в этом направлении слушатели Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ.

Историки университета сосредоточены на научно-образовательном сопровождении политики исторической памяти в Татарстане. Ее цель - формирование этноисторической идентичности народов республики в контексте общероссийской гражданской идентичности, адекватная реконструкция исторического прошлого татарского и русского населения нашего региона. Неоценима роль историков университета в деле сохранения историко-культурного наследия Татарстана, в том числе объектов всемирного  наследия ЮНЕСКО.

В сфере защиты традиционных ценностных основ общества акцент делается на освоение идейного, нравственного и культурного наследия мировых религий. Открыты направления подготовки «религиоведение» и «теология», успешно работает научно-образовательный центр ISLAMIСA - по развитию исламоведческого образования. Религиоведческие компетенции включены в образовательные программы гуманитариев. Налажено сотрудничество с основными конфессиями, действующими в республике.

В филологических направлениях упор сделан на внедрение в образование лингвокультурологической концепции, развитие многоязычия. На первый план выходят паритет ценностей национальных культур и языков, знание национального своеобразия носителей языка, преодоление межэтнических барьеров в общении. Это отвечает задачам подготовки профессионалов, способных адаптироваться в условиях глобализации, сохраняя при этом свою национально-культурную самобытность.

- Университет – крупный центр педагогического образования. Каковы изменения в этой сфере?

- О педагогическом направлении стоит сказать особо. Формирование человеческого капитала предполагает модернизацию системы школьного образования, в том числе ее кадровой компоненты – педагогов средней школы. Поэтому приоритетные изменения в педагогических направлениях заключаются в развертывании подготовки учителей новой формации. В результате вхождения в состав КФУ двух крупнейших педагогических вузов Татарстана, а также учреждений повышения квалификации педагогических кадров, он превратился в ведущий центр подготовки и переподготовки учителей. В связи с этим была сформулирована концепция вариативности педагогического образования, которая представлена традиционной и сетевой системами подготовки учителей.

Традиционное педобразование развивается Елабужским институтом КФУ. Параллельно ему утвердилась сетевая система. Она сориентирована на то, чтобы будущий учитель наряду с методикой преподавания овладел фундаментальными знаниями в своей предметной области. Для этого открыты педагогические отделения на базе отраслевых институтов КФУ. При этом широко используется новейшая учебно-лабораторная база институтов, к ведению занятий привлекаются ведущие педагоги, ученые и специалисты. Новаторские действия КФУ в области подготовки педагогических кадров составили весомый вклад в реализацию Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк". Добавлю к этому, что, начиная с 2016 года, развитие педагогического образования стало одним из ключевых направлений деятельности КФУ под названием «Учитель ХХI века» и получило поддержку федерального министерства образования и науки.

- Вернемся к прошедшим форумам. Насколько их проведение важно для университета?

- Проведение таких мероприятий, конечно, дело хлопотное, затратное, ответственное. Но оно того стоит. Ведь каждый форум - это площадка для обмена новейшими результатами исследований, знак признания достижений наших гуманитариев, вклад в академическую репутацию КФУ. А самое главное – идет формирование новых гуманитарных структур, связывающих университет с обществом. Так, на форуме по педагогическому образованию принято решение создать в КФУ региональный центр Российской академии образования, а форум ЮНЕСКО постановил организовать в университете свой рабочий орган по вопросам сбережения человечества.

Роль таких структур трудно переоценить. Благодаря им достигается перенос теоретических знаний в общественную практику. Сегодня развивать гуманитарные отрасли в соответствии общественными запросами – это не только писать умные книги или выступать с трибуны, что свойственно гуманитариям. Не менее важно доводить результаты изысканий до проектного формата – конкретных предложений, которые ложатся в основу действий органов власти, бизнеса, различных учреждений и т.п. В этом состоит главный показатель эффективности работы гуманитарного сообщества.

- Участие КФУ в проекте по повышению международной конкурентоспособности «5-100» и его гуманитарная миссия в регионе – насколько они сочетаемы?

- На первый взгляд, это как будто два несовместимых, противоположных полюса, отсюда возникает соблазн следовать только одному из них, жертвуя другим. На самом деле речь идет о двух неотъемлемых измерениях сегодняшнего университета, которые не стоит противопоставлять. В современном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между самобытностью и глобальностью. Поэтому для университета развивать национальную гуманитарную миссию сегодня – значит обязательно сопрягать ее с мировыми культурными, языковыми, религиозными, историческими контекстами. Данное требование относится и к науке, и к образованию. В то же время от успехов КФУ в международном академическом сообществе репутация Татарстана выигрывает не меньше, чем от работы университета на регион. Об этом красноречиво говорит тот факт, что наша республика, ее столица, Казанский университет становятся центрами притяжения мирового научно-образовательного сообщества.

- Из всего сказанного можно сделать вывод о социальной востребованности опыта модернизации гуманитарных направлений, накопленного в КФУ за последние годы...

- Полагаю, что данный опыт достоин изучения и практического тиражирования как в высшей школе Татарстана, так и вузах других российских регионов. Не случайно он с большой заинтересованностью обсуждается на российских и международных гуманитарных форумах. А совместный труд коллектива ведущих ученых КФУ, основанный на этом уникальном опыте, выдвинут на соискание Государственной премии РТ. В очередной раз Казанский университет, следуя своим традициям, показывает: он остается  верным защитником гуманитарных ценностей, проводником высокой культуры, духовности и нравственности. 

Источник информации: "Республика Татарстан"