18 января 2013
Междисциплинарный семинар "Критический подход к потреблению и исследования потребления в постсоветских обществах", 29-30 марта 2013 года г. Казань

Центр культурных исследований постсоциализма 

 Института сравнительных исследований модернизации обществ

 Казанского (Приволжского) Федерального университета

в рамках проекта

КАЗАНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ  


приглашает принять участие в междисциплинарном семинаре

«Критический подход к потреблению и исследования потребления в постсоветских обществах»

29-30 марта 2013 года

г. Казань 

Консюмеризм как форма культуры потребления капитализма на протяжении долгого времени связывался с удовольствием, счастьем и самовыражением. Однако в современном обществе консюмеризм все чаще становится объектом критики, переосмысления и основой для практик сопротивления. Исследователи говорят о росте «политического консюмеризма», под которым понимается использование критического потенциала потребления с целью влияния на социальные процессы. 

Эта тенденция проявляется и в современном российском обществе. Различные агенты – государство, корпорации, социальные группы и отдельные индивиды - используют критический потенциал потребления. Например, государство ведет «торговые войны» с другими странами, ограничивая ввоз произведенных в них товаров. Производящие потребительские товары корпорации вынуждены поддерживать принцип корпоративной социальной ответственности под напором запроса общества. Многообразие групповых и индивидуальных стратегий включает бойкоты потребительских товаров антиглобалистский бойкот McDonalds), марши (марш против использования меха в Санкт-Петербурге) и др. Возвращаются
старые и появляются новые практики переработки мусора (например, в нескольких российских городах функционируют «экомобили» – передвижные пункты сбора опасных отходов) и повторного использования вещей (блошиные рынки, благотворительные магазины и барахолки). Критика консюмеризма, гламура, демонстративного потребления занимает важное место в российском медиа-дискурсе и популярной культуре (фильмы «Глянец», «ДухLess», романы Виктора Пелевина).

Критический подход к потреблению, а также эмпирические исследования, посвященные дискурсам и практикам, связанным с использованием критического потенциала потребления в постсоветских обществах станут основным фокусом для дискуссий в рамках данного семинара. В ходе семинара предполагается обсудить на эмпирических примерах как современные тенденции в сфере потребления - анти-консюмеристские практики, «этическое»/«зеленое» потребление, «медленное» потребление, бойкоты товаров, рост популярности ресайклинга, hand made и т.п., так и то, каким образом исследователи в сфере социальных наук – социологии, культурологии, антропологии – подходят к их изучению.

Темы для обсуждения

1. Анти-консюмеризм в России: причины роста популярности

2. Эко-потребление в России: дискурс и практики

3. Потребление как сопротивление в молодежной культуре потребления

4. Потребление без денег

5. Креативное потребление, ресайклинг, секонд-хэнд и т.д.

6. Критика общества потребления в медиа-дискурсе и др.

Для подачи заявки необходимо в срок до 22 февраля 2013 года выслать на адрес оргкомитета consumptionseminar2013@gmail.com аннотацию выступления объемом до 300 слов и curriculum vitae. Подтверждение об участии в семинаре будет выслано не позднее 28 февраля 2013 года. Благодаря финансовой поддержке  Open Society Foundation организаторы оплачивают проезд и проживание участников семинара

Планируемая дата события: 29.03.2013