15 октября 2016
Знакомство с национальной культурой активирует творческие способности у детей с нарушениями слуха

Казанские сурдопедагоги представили свои идеи на VIII Международной психолого-педагогической конференции «Одарённость и её развитие», проходящей в КФУ.

Вера Морозова – сурдопедагог из дошкольного отделения коррекционной школы им. Ласточкиной города Казани для детей с нарушениями слуха. В рамках VIII Международной психолого-педагогической конференции «Одарённость и её развитие» она продемонстрировала, как можно при помощи творческих заданий и знакомства с национальной культурой народов Татарстана развить в детях потребность в самовыражении и мотивировать их на создание чего-то нового.

В случае детей с нарушениями слуха это обеспечивает развитие и коррекцию работы психических процессов (мышления, восприятия, внимания, речи, памяти), внутренней и внешней мотивации к творческой деятельности; развитие мелкой моторики, поскольку в этой школе, как рассказала сама Вера Морозова, занимаются детишки с серьёзными нарушениями развития центральной нервной системы (сюда относятся и нарушения психики). Такая практика, безусловно, помогает активизировать и развивать «спящий» до поры творческий потенциал детей.

Сурдопедагог в своём выступлении добавила, что в рамках её школы, где занимаются дети дошкольного возраста, которые даже не всегда понимают и осознают себя в реальном мире, через знакомство с национальной культурой народов Татарстана, через изучение национальных костюмов, традиций, особенностей национальной жизни и творчества, дети открывают для себя «себя» и весь окружающий их многонациональный мир.

Как это происходит?

Помимо экскурсий с детьми по историческим местам старой Казани с образцами старинной архитектуры и рассказами о ней, об истории этих домов и т.д., сурдопедагоги совместно с воспитателями организуют для детей уроки, на которых ребята занимаются изготовлением элементов национальной одежды, рассматривают, а потом и сами «творят» различные виды национальных орнаментов, делают поделки с национальной тематикой.

Как отмечает Вера Морозова, дети сначала просто копировали то, что им показывали воспитатели, а затем и сами начали предлагать свои варианты орнаментов, украшений одежды и домашней утвари. Они даже устраивали соревнования и конкурсы на лучший костюм и самую красивую аппликацию.

Что нужно и важно отметить – после каждого такого урока воспитатели и сурдопедагоги обсуждали с детьми то, как прошло занятие, что получалось, а что не получалось, что можно сделать и как это можно сделать лучше. Согласитесь, такое обсуждение очень важно для коррекционной работы –  это помогает развивать способность фиксировать и долго удерживать внимание, память, способности к анализу и оценке проведённой работы и много других, очень важных для социальной адаптации мыслительных функций.

Также по ходу работы было отмечено, что в детях постепенно просыпалась потребность продолжать творить - они действительно этого хотели сами, без какого-либо вмешательства педагогов. И это особенно ценно, поскольку активная жизненная позиция – это одна из тех черт, которые позволят человеку в своих решениях не зависеть от чужого мнения и обстоятельств. Это важно для обычных людей, а для людей с ограниченными возможностями это необходимо ещё больше. Ведь в силу определённых объективных причин им приходится часто обращаться за посторонней помощью.

Как отметила сама Вера Морозова, занятия по развитию творческих способностей у детей школы им. Ласточкиной не только развивают творческое мышление, речь и мелкую моторику, но и позволяют получать те навыки, которые, возможно, помогут этим детям в будущем получить востребованную профессию, относительно спокойно войти в «мир слышащих» и адаптироваться в новым условиях самостоятельной жизни.

Отметим, что первые результаты уже есть, и именно они были представлены на VIII Международной психолого-педагогической конференции «Одарённость и её развитие» КФУ, организованной Институтом психологии и образования.

Источник информации: Дина Зарипова