13 октября 2016
Что такое одарённость и как её развивать?

Сегодня в КФУ проходит Международная научно-практическая конференция «Одарённость и её развитие».

Рассказать о своём педагогическом опыте работы с одарёнными детьми, их выявлению и развитию у них творческих способностей съехались представители многих школ, гимназий, лицеев не только Татарстана, но и Самарской области (Тольятти) и Томска. Сразу несколько школ и гимназий Казани отправили своих спикеров на эту конференцию. Её итогом должна стать резолюция, в которую предполагается сразу внести тот положительный опыт по развитию одарённости, о котором и рассказывали на конференции педагоги России.

А теперь - что же такое «одарённость» и как её развивать - по мнению участников конференции и на основе их профессионального опыта?

Постараемся максимально обобщить, поскольку описать здесь все тонкости вопроса достаточно сложно. По хорошему счёту, это тема для, как минимум, книги – полноценной и очень научной.

Во-первых, на ваш взгляд, одарённость – это врождённое или приобретённое качество личности? А вот и нет, оба варианта возможны.

«Нет НЕодарённых детей – есть просто дети, которым в какой-то очень нужный момент не были созданы условия для «включения» одарённости и её дальнейшего развития», - процитировал классика Валериан Габдулхаков, заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования КФУ, организатор и руководитель VIII Международной научно-практической конференции «Одарённость и её развитие».

Также в своём выступлении он почеркнул, что зачастую нельзя точно определить границы того, где заканчивается одарённость и начинается девиантное (отклоняющееся от общепринятых социальных норм) поведение. Есть прецеденты, когда трудных подростков с криминальным прошлым и таким же настоящим вместо того, чтобы содержать в строгих и очень суровых условиях заключения, направляли в интернаты, где с ними занимались, психологи, социальные работники, привлекали их для участия в кружках по различным направлениям искусств и т.д.

Вместо того чтобы после таких занятий (вернувшись к свободе)  возвращаться к прежнему образу жизни, ребята (даже закоренелые хулиганы) получали хороший навык и становились на сто процентов адаптированными к новой нормальной жизни, занимались творчеством.

Исследования показали, что все эти подростки с явно выраженными девиациями являются одарёнными в той или иной области. Это говорит о том, что у этих двух показателей (одарённость-девиация) выражена отчётливая взаимосвязь. Одарённость также нельзя отделять и от творческого подхода к выполнению чего-либо. Речь даже может идти о решении алгебраических уравнений, задач по физике и геометрии.

Об этом сегодня рассказывали представители 52-й гимназии г. Казани. Гимназию представляли и учащиеся 11 класса. Они на наглядных примерах из алгебры, геометрии и физики показали разницу между классическими «закрытыми» задачами и неклассическими творческими «открытыми» задачами. Суть последних в том, что, в отличие от закрытых задач с одним правильным решением и конкретными заданными линейными условиями и вопросом, они не предполагают только одного решения и не предполагают только одного правильного хода решения.

Звучит это приблизительно так: решений может быть, и должно быть, несколько, ответов тоже может быть несколько, и все они будут правильными, а условия вообще могут быть  не заданы или же заданы  частично.

И это действительно заставляет искать и находить всё новые и новые подходы и варианты решения, обдумывать и производить сразу несколько мыслительных операций в самых разных плоскостях. Один из таких новых подходов - смена двухмерной графики на трёхмерную. Это, безусловно, развивает творческое мышление и способность по-новому взглянуть на привычные вещи.

Ещё одной рекомендацией учителей, вплотную занимающихся вопросами развития креативности и одарённости, можно назвать следующее: важно научить детей задавать и задаваться вопросами, подвергать всё сомнению, т.е. критически мыслить.


Вот краткий перечень того, что по результатам научно-практических исследований одарённости сможет способствовать её развитию уже с младшего детского возраста. Важно заниматься с ребёнком с самого начала для того, чтобы не пропустить то время, когда включаются разные виды одарённости. (Кстати, Альберт Эйнштейн не разговаривал до четырёхлетнего возраста и плохо учился в школе.)

Источник информации: Дина Зарипова