09 октября 2016
"Современный учитель - это, прежде всего, друг и наставник", - говорит эксперт

Изменения, происходящие в стране и в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Так всё же - какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. В преддверии Международного дня учителя мы обсудили эту проблему с доцентом кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института КФУ Ольгой Шатуновой.

- Ольга Васильевна, как Вы считаете, каким должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать, чтобы заслужить любовь и доверие, а также их научить чему-то нужному?

- Современный учитель - это, прежде всего, друг и наставник. Причем, друг умный и добрый. А кого мы хотим видеть своим другом? Конечно, того, кто помогает нам в этой жизни и делает нашу жизнь ярче. А наставник - это тот, кто подсказывает нам, как лучше всего поступить в той или иной ситуации, как максимально эффективно воспользоваться своими возможностями и развивать свои способности. К сожалению, сегодня учителя выполняют много ненужной работы, их заставляют бесконечно переделывать планы, программы и т.п. Это отвлекает и мешает готовиться к урокам, общаться с учениками. Эти документы, конечно, должны быть, но они должны быть краткими и иметь схематическую форму.

- А как успех учителя влияет на успех ученика?

- Успешный современный педагог развивает в своем ученике те компетенции, которые позволяют стать человеку не только быть востребованным в обществе, но и быть одновременно счастливым. Безусловно, в учениках необходимо развивать интеллектуальные способности, но нельзя забывать, что далеко не каждому дано иметь высокий интеллект. Поэтому особое внимание следует уделять развитию коммуникативных компетенций, чтобы ученики в дальнейшем могли легко общаться с разными людьми.Поэтому сам учитель тоже должен постоянно саморазвиваться, много читать и думать, ведь окружающий мир меняется очень быстро. Например, сегодня учитель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с девиантным поведением, он должен работать с детьми, приехавшими со своими родителями из других стран, для которых русский язык не является родным. Это очень сложно, но этому очень важно сегодня научиться.

- В рамках Международного фестиваля школьных учителей-2016 большой успех имел Ваш мастер-класс. Расскажите подробнее о нём. Есть ли у педагогов реальное представление образа современного учителя?

- На Фестивале я проводила мастер-класс «Портрет учителя инновационной школы», на котором учителя высказали мнение, что современный учитель - это тот человек, который помогает своим ученикам правильно интерпретировать полученную информацию. По мнению участников мастер-класса, учитель, прежде всего, должен быть умным, добрым, справедливым, иметь хорошее чувство юмора. Также ему должно быть присуще мастерское владение методикой преподавания своего предмета, высокая психологическая подготовка, общая эрудиция, организаторские умения и навыки, педагогический такт, ораторское искусство.

На мастер-классе учителя выделили следующие приоритеты в своей работе: уважение к личности ученика (признание ценности каждого человека, независимо от его достижений), создание условий для полноценного и разностороннего развития учащихся, сохранение психического и физического здоровья ученика, воспитание нравственного человека (ответственность, доброта, трудолюбие, честность и т.д.), развитие творческих способностей и навыков исследовательской работы.

- Вы готовите будущих педагогов, которые придут в школы и будут обучать, заинтересовывать в предмете детей. А какие методы Вы сами применяете при работе со студентами?

- В своей работе я использую такие формы и методы, как интерактивная лекция, лекция-размышление, игровые методы, решение кейсов, проектный метод. Я стараюсь учить студентов так, чтобы любая обрабатываемая ими информация открывала перед ними новые горизонты, чтобы им самим захотелось искать дальше и находить то, что близко именно их разуму и душе. Я никогда не ограничиваю студентов рамками, всегда предоставляю право выбора темы для выступлений, рефератов, курсовых работ. Сначала спрашиваю, что интересно студенту, что ему хочется узнать, что он уже умеет, а потом вместе формулируем тему.

Еще на своих занятиях я использую групповые формы работы, когда студенты обучают друг друга, например, решению задач. Мне кажется, что будущие учителя должны учиться сотрудничеству и взаимодействию друг с другом, как с будущими коллегами, с 1 курса. Учитель должен быть интересной личностью. Не представляю себе нечитающего учителя. Некоторые говорят, что нет времени. Думаю, что минут 15-20 в день любой человек может найти для чтения, просто у некоторых нет такой потребности. Ведь не зря говорят, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет - ищет причины». Интересный учитель - это залог успешности. К такому учителю всегда с желанием идут на урок и ждут следующей встречи.

- Как вы думаете, изменение роли и функций учителя смогут существенно повысить качество образования?

- Мне очень нравятся слова Константина  Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Я глубоко убеждена, что профессия учителя (и воспитателя, конечно) - самая важная на Земле. В эту профессию нельзя прийти просто так. Это должно быть всей жизнью, как, например, у Януша Корчака. Когда на педагогические направления подготовки будут принимать людей, по-настоящему мечтающих стать хорошими учителями, тогда и качество образования сразу повысится. Думаю, рано или поздно так и будет.

Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ