07 октября 2016
Заседания секций в рамках V Конгресса РОПРЯЛ "Динамика языковых и культурных процессов в современной России"

5 октября 2016 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого проходили заседания секций в рамках V Конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» по направлениям «Русский язык: актуальные аспекты исследования», «Русский язык  в системе высшего образования и курсового обучения», «Русский язык как иностранный в России и за рубежом».

Выступления докладчиков вызвали неподдельный интерес аудитории, было много вопросов, породивших интересные и полиаспектные научные дискуссии, которые были настолько увлекательны, что участники не хотели расходиться. Доклады были как в традиционной форме, так и с использованием различных презентационных материалов.

В рамках работы секции «Русский язык: актуальные аспекты исследования» было два заседания. В докладах участников были отражены основные направления работы секции: проблемы обновления содержания обучения русскому языку, русский язык как государственный, актуальные проблемы языковой политики Российской Федерации, деловая речь, языковые и коммуникативные аспекты культуры речи. В ходе дискуссии в рамках первого заседания задавались различные вопросы, связанные с экспериментальными исследованиями в области русского языка, с уровнем грамотности старшеклассников и студентов, обсуждалась проблема существования риторической нормы и др. В рамках второго заседания поднимались вопросы, связанные с технологиями проведения юридической экспертизы законов и необходимостью введения их  лингвистической перлокутивной экспертизы. Активно обсуждалась языковая специфика современной прозы, жанровая специфика Посланий Президента РФ. Возникла дискуссия о принципах и методах семантического картирования текста при обучении русскому языку.

В ходе заседания секции «Русский язык и в системе высшего образования и курсового обучения» поднимались вопросы, связанные с образовательным процессом в высшей школе, с трудностями, возникающими в учебном процессе, и путями их преодоления. Были обозначены изменения в личности современного преподавателя высшей школы по сравнению с прошлым, обсуждены результаты анкетирования среди студентов по выявлению реакции на слова-стимулы, охарактеризована роль словарей в профессиональной подготовке, отмечена важность обучения языку не только студентов, но и преподавателей вузов. В заключение работы секции была высказана рекомендация внести правки в учебники русского языка в высшей школе.

Секция «Русский язык как иностранный в России и за рубежом» была посвящена таким концептуальным вопросам, как сохранение русской идентичности учащихся в полиэтнической среде обучения, актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного (в связи с меняющейся социокультурной ситуацией), образовательное пространство ребенка-билингва и билингвальные модели обучения.  В рамках выступлений прозвучали предложения включить в учебные планы использование электронных образовательных ресурсов (в рамках аудиторных часов), обновить систему оценки качества обучения русскому как иностранному (не только студентов, но и преподавателей). Главный редактор журнала «Русский язык за рубежом» доктор педагогических наук, проф. И.А.Орехова сообщила об изменении концепции журнала, а также о том, что в ближайшее время будет объявлен конкурс молодых ученых, желающих опубликовать результаты своих научных исследований.