09 августа 2016
Литературная социализация и "преднаучный" труд учащихся

Этой теме был посвящен мастер-класс Элизабет Неметц и Барбаре Речниг

Руководитель проекта онлайн-платформы Министерства образования Австрии и научного фонда библиотеки Венского государственного университета для учителей «Buldungsmedien.tv» Элизабет Неметц и директор научной библиотеки, литературовед Барбаре Речниг провели мастер-класс на тему «Специфика активности и сотрудничества учителей Австрии с научной библиотекой Венского государственного университета в проекте Buldungsmedien.tv». Модераторы рассказали о Венском университете, о его структурных подразделениях, факультетах и направлениях. Особое внимание модераторами уделялось крупнейшему отделу и архиву – научной библиотеке Венского государственного университета, в котором работает более трехсот сотрудников. Данное подразделение выступает посредником между школой и университетом в получении разного рода данных, в формировании информационных компетенций каждого ученика. «Мы занимаемся приобретением ценных книг и других материалов, а также их библиографическим описанием. Кроме того, мы организуем экскурсии для детей и всех желающих, проводим различные мастер-классы, даем рекомендации по написанию исследовательских работ» – отметили модераторы.

В рамках мастер-класса была затронута проблема формирования привычки чтения книг. Дело в том, что процент читающих детей с каждым годом уменьшается. «Почему так сложно заставить ребенка читать?» – этот вопрос остро стоит  в современном образовании. В этом отношении актуальной становится литературная социализация учащихся. Модераторы мастер-класса говорили о так называемом «литературном возрасте» каждого ребенка: в 7-8 лет ему хочется все прочитать, а в 11 лет начинается кризис в процессе чтения, детская литература становится скучной, и ребенок перестает брать в руки книгу. Этот период модераторы называют «литературным переходным возрастом», когда у ребенка возникает вопрос: «Что читать?», и он не находит на него ответа. Именно в это время библиотека, по мнению Элизабет Неметц и Барбаре Речниг, должна быть наиболее активна. Среди факторов, влияющих на любовь к чтению (семья, школа, сверстники, масс-медиа), модераторы выделяют еще один – библиотеку. Медиа-проект «Buldungsmedien.tv» разрабатывает онлайн-видеотеку, которая содержит более 1600 фильмов из 20 различных областей школьных дисциплин. «Если правильно подвести ребенка к чтению и увлечь его, то происходит так называемая «вторичная литературная инициация» - отметили модераторы. Это задача сотрудников Венской научной библиотеки, учителей и родителей ребенка. Важно подвести учащихся к чтению, поэтому на начальном этапе можно заинтересовать детей комиксами, фэнтези и т.п.: «Мы должны сделать чтение таким, чтобы оно сделало мир ребенка интереснее».

Не менее важным аспектом мастер-класса был проект по развитию у учеников выпускных классов основной школы «преднаучного» труда. Чтобы позитивно окончить школу и сдать экзамен на аттестат зрелости, ученикам нужно представить классу и специальной комиссии свой первый результат научного исследования. Тему учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих увлечений и интересов. Реализация проекта позволяет ученикам освоить механизмы поиска научной информации, отличать качественную информацию от некачественной, самостоятельно производить оценку информации по предмету, анализировать источники и грамотно его презентовать.          

О том, что эта тема действительно актуальна, свидетельствовала оживленная беседа участников с модераторами. Учителей интересовали как промежуточные результаты их проекта, так и то, какие русские книги читают в Австрии дети. Кроме того, Барбаре Речниг назвала своих любимых русских писателей: Толстого, Чехого, Достоевского, особо отметив произведения «Белые ночи» и «Вишневый сад».

Источник информации: Линара Ягудина, пресс-служба Елабужского института КФУ