09 августа 2016
Две традиции с одним истоком: аварские и татарские духовные песнопения на земле Дагестана

   В первые дни августа в Дагестане состоялась удивительная встреча двух преемственных традиций исполнения религиозных песнопений – татарской и аварской. Эти традиции сохранились благодаря подвижничеству удивительных женщин, которые бережно переняли их у своих духовных наставников и донесли до наших дней.  В  Татарстане это Зубаржат апа Хайруллина – внучка шейха Баязита Хайруллина. Не случайно именем этого ишана была названа одна из мечетей, открытие которой состоялось в эти дни в Махачкале. Зубаржат апа у себя на родине пользуется большим уважением, так как людей, являющихся продолжением этой традиции сохранилось очень мало, в отличие от Дагестана, где преемственность передачи духовного знания и исполнения религиозных песнопений была более распространена. Проведение мавлидов, посвященных пророку Мухаммаду, сопровождавшихся многоголосным пением текстов религиозного содержания, было частым явлением даже в годы советской власти. Нам, как участницам ряда мероприятий, посвященных открытию двух мечетей в Махачкале, названных именами выдающихся татарских религиозных деятелей – Зайнуллы Расулева и Баязита Хайруллина, посчастливилось стать очевидцами проведения мавлида. Радость соприкосновения с духовными традициями аварского народа подарили нам удивительные женщины, которые на протяжении многих лет исполняют мавлиды для самой разной аудитории. Их идейной вдохновительницей является руководитель отдела женского просвещения Духовного управления Республики Дагестан Айшат Нурмагомедова. Примечательно, что этот мавлид был организован буквально в считанные минуты – как наглядный ответ на наш вопрос об их традициях религиозного пения. Айшат позвонила своим подругам и они тут же приехали с разных концов города, отложив все свои дела. В уютном помещении гостиницы собралось человек 15 женщин, мы ждали трех главных участниц. Стоило им появится в дверях, как комната наполнилась стройным многоголосием с непередаваемым горским колоритом. (вставка 1а) (вставка 1б)

   Одно произведение сменяло другое. А между ними звучали повествования о рождении пророка, о его словах и деяниях. Айшат проникновенно доводила до слушателей и участников внутренний смысл звучавших произведений. 

   Аварские напевы сменились чтением Корана  татарским макамом в исполнении нашей соотечественницы Зубаржат Мухаммаджанова. (вставка 3) В свои 88 лет она сохранила удивительную свежесть восприятия окружающего мира, душевную чуткость и озорной дух. После исполнения очередного мунаджата она задорно заметила, что и мы, татары, не спим: «Без дә татарлар йоклап ятмыйбыз!».

   В знак подтверждения того, что традиции исполнения духовных произведений у татар не прервана, Резеда Сафиуллина, вдохновившись происходящим, тоже исполнила мунаджаты «Диде Муса»/И сказал Муса и «Кунаклык»/Гостевая, которые передала ей ее мама – известная татарская певица, народная артистка Республики Татарстан Гульзада Сафиуллина.

  Как отметили сами участницы встречи – мы еще долго будем осознавать значение произошедшего: удивительно, как одна религия ислама смогла породить такое многообразные проявления мусульманской культуры: многоголосные песнопения народов Кавказа,  монодийные татарские мунаджаты с утонченной мелизматикой. В каждом исполнении проявляется свой национальный характер и специфика местности: мы слышим звучание гор в аварских напевах, татарские мелодии навевают образы природы средней полосы. И все это вызывает в слушателях схожие чувства духовного очищения, освобождения от оков повседневности, единения, любви и желания творить добро.  

(вставка 4а) (вставка 4б)

   Это знаменательное событие состоялось благодаря организации целого ряда мероприятий, включавших в себя открытие двух мечетей и Международную научно-практическую богословскую конференцию «Возрождение традиционного духовного наследия российских мусульман: вызовы, проблемы и перспективы», организованных Муфтиятом Республики Дагестан, при участии Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Следует заметить, что уникальная атмосфера, которая царит на подобных собраниях и особый духовный опыт, полученный участниками, способствуют распространению мира и взаимопонимания, укреплению сотрудничества и связей среди представителей религиозных, государственных и академических организаций.

Источник информации: Лейла Алмазова, Резеда Сафиуллина