09 августа 2016
Ограничения и возможность выбора в работе учителя

Как смоделировать открытый урок истории соответствующий современным образовательным стандартам рассказал Учитель года России-2015 Сергей Кочережко.

Учитель истории и обществознания Самарской гимназии №1, абсолютный победитель Всероссийского конкурса Учитель года России - 2015- Сергей Кочережко поделился с участниками мастер-класса своим мнением о ФГОС, историко- культурных стандартах и о современном уроке, а также рассказал о своем опыте проведения открытых уроков истории. По его словам, современные образовательные стандарты ставят учителя в определенные «рамки»:

1) требования к результатам (ФГОС; стратегия развития воспитания)

2) требования к содержанию (основные образовательные программы; кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ; новые концепции преподавания, УМК и стандарты)

3) требования к учителю и воспитателю (продуктивный стандарт «Педагог»)

Но даже при таких ограничителях, считает модератор, ФГОС не регулирует содержание учебного занятия, выбор основного источника знаний на каждом уроке, форму проведения учебного занятия и форму планирования хода учебного занятия. Это говорит о присутствии свободы учителя, его идей и мыслей.

Также было сказано о содержании историко-культурных стандартов, в которые входят: культурно-антропологический подход;повышенное внимание к истории «духовной и культурной жизни России»;этнокультурный компонент: история страны через историю регионов;выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям;учебник не как «хранилище» знаний, а как навигатор.

По мнению модератора все терминологические и хронологические новшества нужно принимать спокойно. Например, требование вместо понятия «Киевская Русь» употреблять «Древнерусское государство» не отменяет права использовать этот термин при объяснении некоторых исторических нюансов.

В новшествах современного подхода системы образования не стоит бросаться в крайности, считает Сергей Сергеевич. Так, например, системно-деятельностный подход к образованию не говорит о том, что деятельностью будет занят только ученик, а учитель останется наблюдать в стороне. Наоборот, он должен правильно организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами находили решения проблемы урока и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

В конце своего выступления Сергей Сергеевич дал следующее напутствие своим коллегам-учителям: «Нам не стоит забывать бесценный педагогический опыт предыдущих поколений. Следует обогащать и приумножать его,  используя  в современных реалиях учебного процесса. Ведь педагогика не возникла из ниоткуда – она планомерно развивалась на протяжении многих лет, которые сегодня и составляют наше «наследство».

Источник информации: Алсу Яхина, пресс-служба Елабужского института КФУ